Пресса декабристов
Декабристы - так принято в истории Российского государства называть дворянских революционеров, принимавших участие в освободительном движении против царизма в 30-е годы XIX века. Их главная цель - отмена крепостного права и уничтожение самодержавия. В 1816 г. был создан "Союз спасения"и другие политические организации. Взгляды декабристов сформировались в обстановке подъема освободительного движения внутри России (крестьянские восстания) и за ее пределами (революции в Испании, Португалии, Италии и др.). Наибольшее значение из общественно-политических и литературных организаций имело "Вольное общество любителей российской словесности" (1816-1825). Цель - победа в борьбе за передовую российскую науку, за гражданское искусство. Члены общества - передовые дворянские литераторы и критики К. Рылеев. Аи Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н Тургенев. Декабристы создавали литературные произведения для чтения в дворянских салонах и среди солдат. Они призывали к борьбе. Прибыль от издания тратилась на бедных ученых, литераторов, студентов. Журнал характеризует проповедь патриотических идей, ненависть к тирании. После восстания декабристов журнал перестал издаваться.
Журнал "Невский зритель" (1820-1821) - издатели И.М. Сниткин. Н.А. Рожков, М.А. Яковлев - также попал в сферу влияния декабристов, в нем они печатались. 1823 г. «Полярная звезда» К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев - это было одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Альманах распространял и популяризировал передовые идеи, звал к свободе, проповедовал идеи "гражданской свободы и разоблачал тиранию". В целях цензурной маскировки альманах внешне был оформлен в виде маленькой карманной книжечки "для любителей и любительниц русской словесности". Альманах "Мнемозина" В.К. Кюхельбекер и В.Ф. Одоевский, Москва,отражал взгляды декабристов на общественную и социальную жизнь России. Подбор материалов в номер велся по принципу: воспитывать в человеке гражданские чувства; бороться за создание русской национальной литературы и искусства; утвердить прогрессивный романтизм и принимать участие в полемике с журналами правительственного направления. Журнал критиковал нравы высшего общества. В альманахе печатались произведения А. Пушкина, А. Грибоедова, В. Одоевского, А. Дельвига и других.
14 декабря 1825 г. декабристы выступили на Сенатской площади с оружием в руках против самодержавия. Николай 1 подавил восстание. Пятеро зачинщиков-декабристов были казнены. На каторге и в ссылке (в Сибири и на Кавказе) декабристы продолжали свою научную и литературно-общественную деятельность, о чем свидетельствует их литературное наследие. Декабристы не могли создать революционной легальной прессы, но они внесли коренные изменения в журналистику и литературу, сделав ее достоянием широкого читателя, создав новый тип журнала, рассчитанный на разнообразные интересы читающей публики. 47. Пушкин – журналист и редактор.
Гениальным журналистом Пушкинаназвать нельзя. Он былярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около 50 фельетонов, памфлетов в периодике и в рукописях. Журналистская деятельность Пушкина началась еще в 1820-е гг. (выступал как поэт и публицист в журналах “Сын отечества”, как критик в журнале “Московский телеграф”, в альманахе “Полярная звезда”).
В 1830 г. Дельвиг и Пушкин создают «Литературную газету». Особой популярностью она не пользовалась, редакция подчеркивала ее направленность на просвещенного читателя-интеллектуала. Пушкин поместил в ЛГ более 20 своих статей, рецензий и полемических заметок. Через год они уходят из газеты. Далее Пушкин участвует в журнале «Телескоп», публикуя там ужасные памфлеты на Булгарина. Одна из литературных масок Пушкина носила имя Феофилакт Косичкин – огромный и робкий человек, восторгающийся Булгариным и Гречем. Под видом рецензии на книгу французского сыщика Пушкин клеймит Булгарина, который играет полицейскую роль в литературе, уподобляет его тайному полицейскому агенту. Частенько Пушкин так издевался в периодике над Булгариным, что тот боялся выйти из дома – все тыкали в него пальцем и смеялись.
В 1836 г. Пушкин основал журнал «Современник», который выходил раз в три месяца. При жизни поэта вышло 4 тома. «Современник» пользовался популярностью преимущественно у просвещенного, вдумчивого читателя, умевшего видеть между строк. Сделать издание популярным Пушкину так и не удалось. Тираж упал, а а широкому распространению альманаха мешали его форма, редкая периодичность (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год), отсутствие политического отдела. Из всех Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке “Несколько слов о “Современнике”” (“Телескоп”) доброжелательно отозвался о выходе нового журнала, во главе которого стоял П. Однако второй № “С” вызвал критические замечания Белинского. П. сосредоточил основное внимание на литературной части “С”. Пропаганде отечественной литературы П. уделял огромное внимание. В 1836 хотел реорганизовать свой журнал, пригласить Белинского в отдел критики и других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни П. вышло 4 номера “С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев. 48. Журнал «Отечественные записки» (1868-1884). Журнал «Отечественные записки» возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Салтыков-Щедрин и Елисеев. Журнал сохранял верность лучшим традициям журналистики 60-х годов. Его демократизм определялся враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Прежде всего. он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения и высоких налогов.
Будучи легальным журналом, «Отечественные записки» поддерживали тех деятелей, которые действовали в подполье, вели мужественную прямую борьбу с самодержавием, особенно в годы второй революционной ситуации конца 70-х годов. Публикация поэмы Некрасова «Русские женщины», посвященной декабристам и их женам, мужественно разделившим с осужденными сибирскую ссылку, каторгу, была прямой моральной поддержкой тем революционерам, которые непосредственно боролись против самодержавия в 70-е годы. «Отечественные записки» первыми уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das Kapital» К. Маркса на немецком языке. Боевую позицию занял журнал в вопросах литературной критики. Здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма, критиковали натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.
Особую роль в журнале «Отечественные записки» играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной России. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в публицистических циклах сатирика: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» и др. Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей официальной бюрократии. Много места по традиции «Современник» уделял разоблачению измен и предательств либерализма, заклеймив продажность либеральной прессы в вымышленном, но очень точном названии газеты «Чего изволите?». После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыкову-Щедрину пришлось в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивать прежнее направление «Отечественных записок», и он с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия царским правительством в 1884 г. передового русского журнала. 49. Герцен создатель вольной русской прессы за границей («Полярная звезда», «Колокол».)
А.И. Герцен, зарекомендовавший себя как талантливый публицист, философ и беллетрист уже в «Отечественных записках», оказался первым, кто сделал прорыв в области свободного слова в России. Убедившись, что на родине нет настоящей свободы слова, и стремясь открыто поставить вопрос об отмене крепостного права, уничтожении старой бюрократии, журналист решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом.
История эмигрантской печати тесно связана с именами А. Герцена и Н. Огарева, создавшими в середине 19 века в Лондоне Вольную русскую типографию. За границей Герцен был поглощен революционными событиями 1848, однако разочаровался в их результатах и усомнился в победе социализма в Европе. Еще в 1849 у Г. возникла мысль о бесцензурном русскоязычном издании за границей. В 1853 Г. на свои средства организовал Вольную русскую типографию в Лондоне. В первое время пребывания за границей Г. знакомит западноевропейское общество с положением в крепостной России, взглядами русских борцов против самодержавия и в этом видит свою революционную задачу (статьи и брошюры “Россия”, “Русский народ и социализм”, “Русское крепостничество”). Однако подобная деятельность не удовлетворяла Г., который хотел способствовать пробуждению революционной активности в других. Поэтому он решил издавать революционную литературу для России. Он призывал поддержать вольную типографию и даже уговаривал соотечественников воспользоваться его печатным станком, просил присылать нелегально распространяемые в России произведения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева.
Г. решил издавать периодический орган “Полярная звезда”, Этим названием он хотел подчеркнуть свою преемственность с декабристами (их альманах тоже назывался “ПЗ”). “ПЗ” Герцена издавалась ежегодно, с 1855 по 1862 вышло 7 номеров. Здесь впервые были опубликованы важные политические статьи, запрещенные стихотворения (“Вольность” и “Деревня” Пушкина, “На смерть поэта” Лермонтова, стихи Огарева). В России многие, в том числе Чернышевский и Добролюбов, читали печатную продукцию Г. Весной 1856 в Лондон прибыл Огарев, который не только принял активное участие в издании “ПЗ”, но и предложил создать орган, который выходил бы чаще. Г. с восторгом поддержал эту идею, и появилась газета “Колокол” (с июля 1857, до 1861). В “К” была опубликована серия заметок под названием “Правда ли?” (“?” набирался в перевернутом виде), сообщавших такие вопиющие факты насилия и беззакония, что разум отказывался верить в них. В рубрике “Под спудом” редакция предавала гласности то, что тщательно скрывалось от общества. “К” были присущи и “либеральные” тенденции (особенно в 1857 - 61), что выражалось в периодических обращениях с увещеваниями к царю. Это привело к конфликту с новым поколением русских демократов-радикалов. Успех «Колокола» все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой. 50. Демократическая журналистика России второй половины XIХ в. («Современник» и «Русское слово»). В 1836 году Пушкин создал свой журнал «Современник». Пушкин использовал прием журнальной маски. Свою задачу Пушкин видел в том, чтобы, используя позитивный опыт отечественной и зарубежной прессы, противопоставить коммерческой журналистике качественное издание. Цель пушкинского журнала состояла в защите подлинно-художественных ценностей, популяризации достижений науки и культуры, утверждении гуманистических начал в жизни общества. Среди его сотрудников были Кольцов, Тютчев, Вяземский. Пушкинский «Современник» положил начало типу «толстого» журнала, ставшего властителем умов многих поколений читателей. Затем, лишенные возможности в силу официального запрета основать новый печатный орган, Некрасов и Панаев перекупают «Современник». В1859 году «Современнику» разрешили открыть отдел политики, и он стал и литературным, и политическим. Ведущую роль в нем стали играть Чернышевский, Добролюбов. А Дружинин, Толстой, Григорович и Тургенев, будучи либерально настроенными, покинули журнал. «Современник» обращается к актуальным проблемам общественной жизни. В 1866 году «Современник» был запрещен и закрыт. “Русское слово” - в 60-е гг. 2-й после “Современника” революционно-демократический журнал, отражал идеологию разночинной демократии. Начал издаваться в Пб. в 1859. Первоначально издатель граф Кушелев-Безбородко, любил шахматы, поэтому было приложение “Шахматный листок”. Через некоторое время редактором становится Г. Е. Благосветлов (июль 1860). Происходят изменения в содержании и структуре, их претерпел журнал «Русское слово» (1859-1866). Человек демократических взглядов, испытавший влияние идей Герцена во время трехлетнего пребывания за границей, он реорганизовал издание по примеру «Современника», привлек к участию демократически настроенных публицистов, в том числе Писарева, открыл страницы для пропаганды естественнонаучных знаний. В том же 1866 году, как и «Современник», «Русское слово» был закрыт.
|