Современная журналистика стран Западной Европы и США на примере 1-2 стран. Великобритания
Последнее десятилетие XX века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле. Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же все они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснила борьба за выживание в условиях ожесточившейся конкуренции с “электронными” СМИ. Начало 90-х гг. отметилось большим сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскресным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, рассчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.
Англия разделяет прессу на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли получать к завтраку свежую, лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех мировых событиях. Региональным изданиям остается реклама. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп: 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока, 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира.
Поэтому общенациональная пресса сконцентрирована в руках немногих издателей. И эти руки обеспечивают аудитории весьма обширное разнообразие: ежедневная, качественная, популярная, воскресная, экономическая, политическая, массовая, научно-популярная пресса – на любой вкус. Причем, экономическая пресса процветает больше всего. Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах мира - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, на 80% состоит из зарубежных подписчиков. В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. "Акт о вещании " 1996 года разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам вступать во владение газетами.
По массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом лидирует журналистика Соединенных Штатов Америки. В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны Самые популярные - «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелес таймс». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам. Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают деловая и финансовая пресса («Уолл-стрит джорнел»). Ведущие газеты и журналы Америки имеют свои представительства и бюро в различных странах. Так, в Москве размещаются «Wall Street Journal» (тираж около 2 млн.), «New York Times» (тираж 1,2 млн.), «Washington post» и др. 64. Основные информационно – издательские корпорации и концерны Запада. На Западе концерн - это развитая и сложная форма объединения промышленных предприятий, банков, газет и журналов, производств, обеспечивающих их бумагой и другим сырьем, фирм по их распространению, типографий, торговых и других структур. Газета или журнал - лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Стремясь к монополии на рынке периодических изданий, концерн постепенно присоединяет к себе общенациональные и местные газеты и журналы, перекупая их у прежних владельцев. Одно из следствий деятельности газетно-издательских концернов - уменьшение количества периодических изданий, вытеснение с рынка более слабых конкурентов. В конце концов, на рынке остаются лишь несколько концернов, которые договариваются о разделе сфер влияния. Включение в состав концерна означает для СМИ, с одной стороны, ограничение его самостоятельности и независимости, но с другой стороны, такое СМИ обретает уверенность в своем будущем, возможность проводить свою линию, соответствующую политике владельцев концерна.
Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. В 1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Все владельцы медиа-империй входят в список самых богатых людей мира. Лихорадка слияний началась в конце 80-х. В рекордном 1995 году было заключено 243 сделки на общую сумму в 93 млрд долларов. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий около 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал его медиа-империи оценивается в 40 млрд долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони. Каждый из них контролирует примерно четвертую часть пресс-рынка своей страны. Обороты таких концернов достигают нескольких сотен миллионов долларов в год. Каждый из медиа-магнатов при желании мог бы в течение нескольких лет лично выплачивать России сумму, равную всему бюджету страны на 1999 год. Разумеется, газеты и цензура нужны магнатам не сами по себе. Каждый из них, так или иначе, стремится влиять на мировую политику. Чаще всего императоры правят исподтишка - как Руперт Мердок, например. Но некоторые из них идет и в открытый бой. Сильвио Берлускони в 1994 году стал премьер-министром Италии. Правда, в 1998 году его приговорили к 6 годам тюрьмы за коррупцию и взяточничество. Самый известный из медиа-магнатов, австралиец Руперт Мердок, только в США контролирует восемь телеканалов, право на трансляцию НХЛ и НФЛ, многочисленные станции кабельного ТВ, киностудию "20 век -Фокс", газету "Нью-Йорк пост", журнал "ТВ-гайд". Ему принадлежит около десяти английских газет и 21 издание на родине, в Австралии. В США репутацию одного из родоначальников семейных монополий имеет концерн Херста, созданный в конце 19 века. До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров.
|