Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов
• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.; • средняя стоя (II— I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний; • поздняя стоя (I в. до н. э. — IIIв. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. 5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека. 6. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: • проповедовал идеи добродетели; • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; • приветствовал покой и созерцание; • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу"; • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе". К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: • глубокое личное уважительное отношение к Богу; • признание высшим мировым началом Бога; • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части; • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; • видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку,. и внутреннего мира, подвластного только человеку; • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; • разделение души и разума; • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе; • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни; • предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
|