Билет № 9. 1. Композиция. Основные законы композиции
1. Композиция. Основные законы композиции. Рисунок как самостоятельная область искусства имеет свои композиционные правила. Рисунок лежит в основе произведений живописи, скульптуры, архитектуры, декоративного искусства и иногда играет в них решающую роль. Композиция – сложение, сопоставление, приведение частей в единство, сочинение. В архитектуре, скульптуре, живописи, в декоративном искусстве под композицией понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием. Рисунок подчиняется общим композиционным закономерностям и в то же время имеет свои, только ему присущие признаки, например контурный и штриховой рисунок. Композиция в рисунке вытекает из его назначения. Сюжетные, архитектурные и иные композиционные сочинения различны по своим приёмам изображения. К правилам композиции в рисунке относится учение о пропорциях в природе и в архитектуре, понятия: симметрия, ритм, статика и динамика, а также законы перспективы. В зависимости от размера и положения в пространстве изображаемых предметов выбирается формат бумаги, размер и размещение рисунка на листе. На листе меньшего формата, чем будущий рисунок, следует сделать поисковый композиционный набросок, для того, чтобы проверить свои умозаключения по поводу компоновки рисунка. К композиционным правилам для построения двухмерного и трёхмерного изображения относятся: 1) выбор размера и размещение рисунка на листе бумаги; 2) правила симметрии; 3) правила равновесия; 4) правила статики и динамики; 5) правила ритма; 6) правила перспективы линейной и воздушной; 7) золотое сечение и ордер как закономерное членение архитектуры; 8)масштаб как мера увеличения или уменьшения по отношению к натуральной величине; 9) стилевое единство в ансамбле; 10) вертикали и горизонтали по отношению ко всем другим направлениям.
2. Бытовой жанр живописи. (Краткая характеристика) Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. В древнегреческой вазописи и рельефах появились бытовые, несложные сюжеты; значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре, в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе, и в Азии. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в, а затем в Нидерландах и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре, гравюре, светских росписях. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах, изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена), и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян или богатого городского бюргерства.
|