Билет № 13. 1. Дизайн и формирование вещно-предметной среды
1. Дизайн и формирование вещно-предметной среды. (Краткая характеристика) Дизайн (Англ. design - проектировать, чертить, а также проект, план, рисунок) - термин, обозначающий вид творческой проектной деятельности, направленной на совершенствование окружающей человека предметной среды. Цель дизайна - конструирование и внешнее оформление массовых предметов быта, а также предметов производства, орудий труда, технических приспособлений, предметов жилого и производственного интерьера и др. Изобразительно-выразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти элементы комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма и движения. В целом можно различить три вида дизайна. Первый, самый распространенный, относится к промышленным изделиям (от станков и машин до предметов одежды и домашней утвари). Второй связан с миром графики: с рекламой, плакатом, оформлением книги - словом, со всеми - зрительными средствами информации. Третий вид дизайна касается архитектуры. Дизайнеры этого типа занимаются организацией и оформлением внутреннего пространства, где каждый предмет гармонирует с другими и сочетается с общей конструкцией здания. Создавая проект конкретного предмета, художник-дизайнер должен учитывать технические возможности предприятия, на котором будет изготавливаться его изделие. Добиваясь максимального удобства в пользовании будущим предметом, художник конструирует его форму, выбирает размер и объем, предлагает материал для изготовления этого предмета в серийном производстве, подбирает цвет или сочетание цветов, отвечающее функции предмета и одновременно придающее ему внешнюю привлекательность. Чтобы успешно решить все эти задачи, художник консультируется со специалистами - инженерами, психологами, менеджерами, изучающими реакцию покупателей на будущий товар. Произведения дизайнерского искусства являются отражением стиля (моды) своего времени. Современный дизайн зародился в начале XX века; таким образом, это относительно молодой вид творчества. Родиной его считается Германия.
2. Искусство Древнего Египта (Краткая характеристика) Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые государства, объединенные в конце 4 - начале 3 тыс. до н. э. в централизованную деспотию. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде и никогда до этого времени не было создано столь зрелых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, не привлекали такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда не была так акцентирована. Хотя в искусстве Древнего Египта образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведениях внутреннюю значительность и силу чувств, остро и смело обрисовать характерны. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление земных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте природы и людей, которых искусство обессмертило. Особенности величественной природы Египта: дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня и отсутствие леса - во многом определили суровую красоту родившегося на этой ночве искусства. Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничившей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений. Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие большие периоды: 1) Додинастический период (4 тыс. до н. э.); 2) Древнее царство (30—23 вв. до н. э.); 3) Среднее царство (21—18 вв. до н. э.); 4) Новое царство (16—11 вв. до н. э.); 5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н. э.). Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.
|