Билет № 15. 1. Декоративно-прикладное искусство
1. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство - обширный раздел искусства, охватывающий различные виды творчества, которые направлены на создание художественных изделий бытового назначения. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, украшения. В искусствоведении наряду с делением декоративных изделий по практическому назначению существует также классификация их по материалу (дерево, керамика, металл, текстиль) или по технике выполнения (резьба, роспись, литье, чеканка и т. д.). Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от культуры современной им эпохи, тесно связаны с характерным для того или иного времени бытовым укладом, с местными или национальными традициями. Художник-прикладник, создавая свое произведение, решает сложную задачу - найти гармоничное сочетание формы предмета (удобной для использования) и его украшения, декора. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Для создания декора широко применяются орнамент и элементы изобразительного искусства (в самых различных сочетаниях - скульптура, живопись, графика). Порой орнамент или изображение становятся основой формы произведения (узор решетки, сосуд в форме плода или птицы, подсвечник в виде человеческой фигурки и т. д.). Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, из которого выполнено изделие, искусность и разнообразие приемов его обработки имеют здесь особое значение. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для некоторых народностей основной областью художественного творчества. Многие древние традиции художественного оформления бытовых предметов сохранились в народном творчестве и в народных художественных промыслах до наших дней. 2. Семь чудес света. Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя. Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Классический список и его последующие интерпретации. Историки связывают этот список с империей Александра Македонского. В настоящее время в число семи чудес света включают:
В последующее время были неоднократные попытки создать на базе этого списка различные списки достопримечательностей. В конце I века римский поэт Марциал добавил в список свежепостроенный Колизей. Позже, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона. Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656—1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.
|