Билет № 19. 1. Линейная и воздушная перспектива
1. Линейная и воздушная перспектива. Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Другими словами, это: 1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. 2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними. Основные положения линейной перспективы: - чем дальше предмет, тем меньше он кажется; - все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта; - линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту,и стремиться к точке схода; - линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода; - мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные, - если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя. Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях: Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба. Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе. Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. Т.О., Линейная перспектива – изменение масштаба изображения объектов, расположенных на плоскости. Воздушная перспектива - способ передачи светотеневых и колористических качеств изображаемых объектов. Правила линейной и воздушной перспективы (кратко)
2. Батик как вид декоративно-прикладного творчества. Батик (фр. batique — набивной) — многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом. Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообразные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в Азии и Европе. В наше время техника его существенно усложнилась. Различают горячий и холодный батик в зависимости от того, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски, и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достигнуть эффекта простым проглаживанием горячим утюгом ткани с обратной стороны. Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика. Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязывают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живописи. Благодаря своим богатым декоративным возможностям техника батика применяется при росписи одежды, платков, занавесей, панно и т. п.
|