Билет № 17. 1. Изображение в полиграфии
1. Изображение в полиграфии. Книжная графика. (Билибин И.Я., Фаворский В.А.) Книжная графика — один из видов графического искусства. К ней относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства. Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т. д. (обложка, титульный лист, шмуцтитулы и пр.). Иллюстрирование книги (от латинского illustratio - наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Сразу же оговоримся, что такое разделение весьма относительно. В хорошей книге невозможно проследить, где кончается оформление и начинается иллюстрирование. Настоящие иллюстрации в книге, при всей глубине идейного, образного решения, в свою очередь, не теряют декоративности, не перестают быть элементами украшения книги, отлично гармонирующими с набором, бумагой - с природой книги. Немаловажной стороной искусства книжной графики является обязательный учет особенностей полиграфической структуры книги, ее своеобразной природы как культурной ценности и как вещи. Художник книги должен работать в строго определенном, заранее обусловленном размере (формате). Существуют определенные наиболее рациональные стандартные форматы. Художник не может произвольно изменять пропорции листа, что создает известные трудности, особенно в композиции. Книга — это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство «временное» и книжная графика — искусство «пространственное». Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Книга — памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства. Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие. Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, служители церкви — заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. В книжной миниатюре лучше чем где бы то ни было отражаются стилистические и иконографические особенности различных школ и эпох. Часто книга бывает очень тесно связана с личностью ее заказчика, что представляет собой особый интерес для историков. Пожалуй, книжную миниатюру можно поставить в первый ряд памятников изобразительного искусства Средних веков. 2. Наивное искусство. Примитивизм. Примитивизм. Наивное искусство (От лат. primitivus - первый, самый ранний) - общее название творчества непрофессиональных художников конца XIX-XX в., не знакомых с художественной грамотой и сознательно культивировавших определенную "неправильность" своих произведений. Речь идет не просто о непрофессиональном искусстве, но о художниках, вовлеченных в общий художественный процесс того времени, оказавших некоторое воздействие на современное им профессиональное творчество. К художникам-примитивистам относятся получившие всемирную известность А. Руссо, К. Бомбуа, Л. Серафин, Н. Пиросмани и др. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо, потому что он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII — XIX вв. неизвестных художников. Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. Примитивизм называют также наивным искусством. Иногда под примитивизмом понимают сознательное использование в творчестве профессиональных художников форм примитивного искусства: детского рисунка, народного творчества, искусства иных, как правило, экзотических культур. Неопримитивизм. Совокупность художественных приемов, свойственных искусству конца XIX-XX в. и заключающихся в нарочитом упрощении художественных средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, - например, использование яркого, локального цвета, искаженного рисунка, простой композиции и т. п. При этом неопримитивизм опирается на опыт примитивного искусства (искусства архаических культур, народного искусства и т. п.).
|