ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ (СТОИКИ И ЭПИКУРЕЙЦЫ) И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСКУЮ ЭТИКУ
Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физика"); • учение о познании ("каноника"); • учение о человеке и его поведении ("эстетика"). Основными положения учения Эпикура о природе и космосе: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); • "мира чистых идей" не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной. 3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи: • окружающий мир познаваем; • основным видом познания является чувственное познание; • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни. 4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям: • своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям); • человек есть результат биологической эволюции; • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; • душа является особым видом материи; • душа человека смертна, как и тело; • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; • счастье человека состоит в удовольствии; • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. стоики ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским). Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов. • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.; • средняя стоя (II— I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний; • поздняя стоя (I в. до н. э. — IIIв. н, э.) — Сенека, Эпиктет, МаркАврелий. Основная идея философской школы стоиков— освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: • проповедовал идеи добродетели; • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; • приветствовал покой и созерцание; • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу"; • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе". К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: • глубокое личное уважительное отношение к Богу; • признание высшим мировым началом Бога; • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части; • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; • видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку,. и внутреннего мира, подвластного только человеку; • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; • разделение души и разума; • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе; • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни; • предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
|