ИДЕИ И.КАНТА О СВОБОДЕ И НРАВСТВЕННОСТИ
Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. • "Критика чистого разума"; • "Критика практического разума"; • "Критика способности суждения". Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: • апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе". Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства "Вещь в себе"- это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя: • формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума. Чувственность — 1 ур. сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Историческое значение философии Канта в том, что им было: • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); • выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; • сформулирован категорический императив — моральный закон; • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; • осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
|