Вопрос 1. Календарно-обрядовые песни — это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями. Согласно воззрению первобытного
Календарно-обрядовые песни — это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями.
“Веснянка” — связана с обрядом “закликания” весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек — своеобразные песни-заговоры, “замыкающие” зиму, ускоряющие приход весны. Пекли специальные сдобы — в виде фигурок птиц (жаворонков), выпускали птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну. Жнивная песня – представление о жатве как о завивании бороды, по предположению Забылина, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Волоса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”. Все три песни наполнены символическими образами, имеющими опору в мифологическом взгляде на мир: ключи от весны, борода мифического существа, веночки — круг “энергетики” берёзки, в который замыкает себя человек.) День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля. Иван да Марья Девицы цветы щипали Цветы обладают таинственной силой и связаны с не менее таинственной (или таинственным) Купалой, да и сама первая строчка песни, повествуя о парне и девушке, напоминает название цветка. Кроме того, в ней описано, конечно, не просто купание, а некий обряд, магическое действие, совершаемое в праздник Ивана Купалы. Это древний славянский праздник, посвящённый солнцу — Яриле, не случайно он отмечается в день летнего солнцестояния и в ночь накануне этого дня. Это самый длинный день в году — солнце обладает наивысшей властью, свои необыкновенные свойства проявляет природа: травы, собранные накануне Ивана Купалы, обладают лечебной силой, целебна купальская роса. В эту ночь — единственный раз в году — расцветает, по преданию, дивный цветок папоротника, “цвет-огонь”, дарованный богом Ярилой человеку, сорвав который станешь понимать язык зверей, птиц, растений. В честь Ярилы жгут костры, и молодёжь прыгает через них, как будто проходя через очистительную силу огня. Подобной силой обладает и вода. Праздник Ивана Купалы совмещает в себе языческое поклонение Яриле и христианский праздник в честь дня Рождества святого Иоанна Предтечи. Этот праздник открывал цикл летних праздников — до августа, когда начинался праздник жатвы. Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков. Главный зимний языческий праздник — Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать. Жрец в древнем Риме выкликал начало каждого месяца. Отсюда же и слово “календарь”. Святки, продолжающиеся двенадцать дней — от Рождества Христова до Богоявления, совмещают в себе христианские и языческие черты. Коляда связана с представлением об “умирании” солнца: оно описало свой годовой путь вокруг мирового древа. Ночь перед возрождением солнца — ночь хаоса, противопоставляющего себя космосу — мировому порядку. Это как бы ситуация “начала мира”. Это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, границы между своим и чужим миром стираются. Именно поэтому так распространено в Святки “ряженье” — скрывание лица под личиной — “бесовское” занятие, грех которого надо было смывать в проруби во время водоосвящения на Богоявление (этим праздником и кончались Святки). Древняя вера человека в существование сверхъестественных сил порождала необходимость их изображения в песнях. “Заклинательные”, магические песни, исполняемые на Коляду, назывались колядками (овсенями, виноградьями). Пришла Коляда Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, Коляда — зимний праздник. Однако речь в колядках нередко заходит о посеве и урожае. Хороший урожай — самая большая радость, которую можно пожелать крестьянину. В одной из колядок поётся: А Иванов двор — Могли ли колядующие исполнять эту песню не только перед богатым домом, а и перед обычной крестьянской избой? Конечно, ведь один из способов приобретения желаемого — изображение того, что желаешь — это магия слова, в которую верили наши предки. И преувеличение в данном случае тоже играет своеобразную магическую роль. Часто С праздником Коляды связан и обычай гадания. Действительно, когда ещё удобнее обратиться к “иному” миру, как не в ночь его владычества на земле? Весьма распространённый вид святочного гадания — гадание на вещах, сопровождаемое подблюдными песнями. Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба.
|