Вопрос 1. Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов — советский и российский композитор, пианист
Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968). Ученик Дмитрия Шостаковича. Родился 3(16) декабря 1915 г. в г. Фатеж в семье почтового служащего и учительницы. Начало музыкального образования - музыкальная школа Курска (1927-32 гг.). Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Летом 1929 года Свиридов решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум (в 1936 г. окончил) по классу рояля. Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума. Дебют состоялся в 1935 г. - это был цикл романсов на слова А.С. Пушкина. Романсы были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов. Проявились яркие черты индивидуального стиля - выразительная мелодия, гармоническая свежесть. Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. В первые дни войны Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью. Практически все рукописи Свиридова довоенного периода погибли во время блокады, среди них Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде. До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Здесь Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Новый этап в творчестве - вокальная поэма "Страна отцов" на слова Аветика Исаакяна (1950), а цикл песен на слова Р. Бернса (1955) положили начало зрелому периоду. Основное место в творчестве занимает вокальная музыка. Работает со стихами самых разных поэтов, по-новому раскрывает их облик: Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М.П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время - и современной городской массовой песни. Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально-сифонической музыки, создал новые жанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формы у него проявилось нового, своеобразного, индивидуального. Публике широко известна музыка Свиридова к кинофильмам "Время, вперед!" (1965) и "Метель" (1974). Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту. Произведения Свиридова широко известны в нашей стране и за рубежом. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.). На IV международном конкурсе имени П. И. Чайковского, состоявшемся в 1970 году сочинения Свиридова были включены в обязательные программы вокалистов. Шло время, и его музыка, исконно русская, наполненная ритмо-интонациями родного фольклора, завоевывала все более широкие круги слушателей. Девяностые годы принесли неизбежное с возрастом ухудшение здоровья, замедление творческого процесса. До конца дней композитор работал над пушкинскими стихами. Свое последнее, четырехчастное сочинение, названное просто «Из Пушкина», он не успел оркестровать. Смерть наступила 6 января 1998 года в Москве. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы.
|