Студопедия — Функциональный анализ как идеология. Консервативность функционального анализа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функциональный анализ как идеология. Консервативность функционального анализа






Многие критики с возрастающей резкостью обвиняли функцио­нальный анализ в том, что какова бы ни была его интеллектуаль­ная ценность, он неизбежно связан с «консервативной» (даже «реакционной») ориентацией. Для некоторых критиков функцио­нальный анализ представляет собой не более чем современную версию доктрины XVIII века о принципиальной и неизменной тождественности общественных и личных интересов. Он рассмат­ривается как секуляризованная версия доктрины, выдвинутой Адамом Смитом, который в своей «Теории морального чувства», например, писал о «гармоническом порядке природы, направляе­мом божественной силой, который обеспечивает благосостояние человека, приводя в действие его индивидуальные склонности».

Отсюда, говорят эти критики, функциональная теория есть просто ориентация консервативного социолога, который защищает суще­ствующий порядок вещей и выступает даже против умеренных изменений. С этой точки зрения, функциональный анализ систематически игнорирует предостережение А. Токвиля о том, чтобы не путать знакомое, привычное с необходимым: «...то, что мы называем необходимыми институтами, зачастую оказывается не более чем институтами, к которым мы привыкли...». Еще следует доказать, что функциональный анализ неизбежно стано­вится жертвой этого милого заблуждения, однако, рассматривая постулат необходимости, мы можем видеть, что этот постулат, если его принять, легко дает основание для такого идеологическо­го обвинения. Мюрдаль является одним из самых недавних и весьма типичных критиков, обвиняющих функциональный анализ в консервативных склонностях: «...если некоторая вещь имеет «функцию», то эта вещь хороша или по крайней мере имеет значение. Термин «функция» имеет смысл только в том случае, если мы будем определять его через некую предположительную цель; если эта цель останется неопределенной или же просто принимается за «интерес общества», содержание которого не уточняется, то хотя возможность индивидуальных расхождений в практических выводах из данной доктрины и будет значитель­ной, все же ее основное направление окажется вполне опреде­ленным: описание социальных институтов с помощью их функций должно вести к консервативной телеологии»27.

Замечания Мюрдаля поучительны не столько из-за их выводов, сколько из-за их предпосылок, ибо, как мы уже отметили, он основывается на двух постулатах из тех, которые так часто принимаются функционалистами для того, чтобы обосновать свое обвинение всего функционального анализа в том, что при характеристике институтов с помощью функций мы неизбежно впадаем в «консервативную телеологию». Но нигде Мюрдаль не ставит под сомнение необходимость самих постулатов. Было бы интересно поставить вопрос, насколько неизбежной окажется консервативная тенденция функционального анализа, если мы избегнем предпосылок Мюрдаля.

Фактически же, если бы функциональный анализ в социологии действительно был связан с телеологией, не говоря уже о консер­вативной телеологии, то он немедленно подвергся бы, и подвергся с полным основанием, еще более резким обвинениям, чем эти, как часто уже происходило с телеологией в истории человеческой мысли. Функциональный анализ подвергся бы reductio ad absurdum. Тогда функциональному анализу была бы уготована судьба Сократа (хотя и по другим причинам), который утверж­дал, что Бог поместил наш рот как раз под носом для того, чтобы мы могли наслаждаться запахом пищи 28.

27 Myrdal G. An American Dilemma. V. II. N. Y., 1944. P. 1056.

28 Farrington. Science in Antiquity. London. 1936.

Либо же, как это было с христианскими теологами, строившими свои аргументы на основе постулата предназначения, функциональный анализ мог бы быть мистифицируем каким-нибудь Бенджамином Франклином, который доказывал, что Бог со всей определенностью выразил «пожелание, чтобы мы выпивали, так как именно Он расположил локтевой сустав таким образом, что мы можем поднести стакан к самому рту и не промахнуться. Да будем поэтому со стаканом в руке благословлять божественную премудрость, благословлять и пить!» Либо же он мог оказаться жертвой более серьезных замечаний, типа замечаний Мишле, который писал: «Как мудро все устроено природой. Как только дитя появляется в мир, оно находит мать, готовую заботиться о нем». Подобно всякой иной системе мысли, граничащей с телеологией, функциональный анализ в социологии, хотя он и стремится не вступать на эту трудную и бесплодную территорию, постоянно оказывается перед опасностью сведения к абсурду, коль скоро он принимает постулат, согласно которому все существующие социальные структуры являются необходимыми для выполнения определенных функциональных потребностей.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия