Этический рационализм Сократа
• Философия, в понимании Сократа, не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание, а принцип философии – «познай самого себя». • Знание того, что такое добро и что такое зло делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто не может поступать плохо. • Зло – результат незнания доброго. • Нравственность – это следствие знания. • Метод Сократа – майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Объективный идеализм Платона • Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. • Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. • Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов.
Философские идеи Аристотеля • Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. • Форма делает предмет тем, чем он является. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Иерархия форм представлялась ему следующей: • Бог • Форма (душа) человека • Животная форма • Растительная форма • Форма неживых предметов
Учение Эпикура • Основной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке, физика – на теорию познания. • Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и поэтому не могут ошибаться. Восприятие – единственный критерий истины. • Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание.
Три вида удовольствия · Природные и необходимые для жизни · Природные, но для жизни не необходимые · Не необходимые для жизни и не природные
Скептицизм • Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии. • Суть вещей познать невозможно. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. • Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо.
|