Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения
• Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) • критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует. • Атеистическо-материалистическое направление (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) • отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму • Утопическо-социалистическое направление (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) • занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Для всех философов Просвещения характерны идеи о том, что: • Необходимо переустройство жизни на разумных началах • Распространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей приведет к изменению жизни • Человек не является злым по природе • Надо изменить общество и систему воспитания • Политический строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18-19 веков • Представители: И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. • При всей разности их объединяет рационализм, диалектика, историзм. • Стала одной из основ формирования марксизма.
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ-ХХ вв. • Философия конца ХIХ-ХХ века отказывается от: • рационализма как единственного способа философствования • жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм • от непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии
Основные черты философии ХХ века: • Плюрализм в философском мышлении • Возникновение принципиально новых направлений • Терпимость (толерантность) • Антропоцентризм
Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А. Бергсон. • Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). • Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить». Главное в жизни - не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.
|