СТРУКТУРА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Еще одна многомерная модель деловой этики была предложена Т. Гарреттом.12 Данная структура обращает на себя внимание прежде всего потому, что она разрабатывалась для менеджеров коммерческих предприятий. Помимо прочего, ее автор стремится к сочетанию утилитарного подхода с его нацеленностью на результат («наибольшее благо...») с кантовским вниманием к процессу или средствам. Т. Гарретт исходит из того, что любое этическое решение состоит из трех компонентов: намерения, средств и цели. Намерения имеют отношение к мотивации действий индивида. Т. Гарретт считает, что намерения к совершению определенного действия имеют значимую моральную компоненту. Скажем, организация, формулирующая код маркетинговой этики так, чтобы она способствовала реализации ее товаров членам неких религиозных структур или сектантских групп, на деле движима отнюдь не этическими соображениями. Таким образом, чистота намерений может быть одним из факторов оценки этического аспекта определенной ситуации. Средства имеют отношение к процессу или методу, используемому для реализации интенции или намерения и достижения определенных целей. Предположим, к примеру, что торговый агент, семья которого недавно вынуждена была израсходовать значительные средства на медицинское обслуживание, не только увеличивает число контактов с клиентами, но и завышает в свою пользу выставляемые счета. Его намерение улучшить финансовое состояние семьи должно быть признано позитивным, однако средства, избранные для его реализации, явно неэтичны. Цели — суть результаты или следствия предпринятых действий. Утилитаристская теория основана на положении, в соответствии с которым правильность действия определяется путем исчисления и сравнения итогового «блага», достигаемого при данном образе действий, с «благом», обеспечиваемым иными вариантами действий. Точка зрения Т. Гарретта состоит в том, что цели могут получить должную оценку лишь при условии анализа необходимых для их достижения действий. Или, говоря иными словами, позиция «цель оправдывает средства» неприемлема. Предположим, некая пивоваренная компания объявляет во всеуслышание, что она направит на благотворительные цели все доходы от продажи пива в одном из отелей. Предположим также, что компания получила заказ на поставки своей продукции в этот отель благодаря взяткам. В таком случае цель (благотворительность) явно не оправдывает средства (дача взяток). Комплексный анализ трех вышеназванных элементов — намерений, средств и целей — позволил Т. Гарретту сформулировать принцип пропорциональности: Я несу ответственность как за цель, так и за средства. Если намечаемые мною цели и средства хороши сами по себе и в данном контексте, я имею моральное право предпринять планируемые действия, пусть при этом их следствием могут быть и заранее предвидимые мною негативные последствия, вероятность которых представляется мне относительно малой. Или иначе: я не несу ответственности за невольно возникающие отрицательные результаты, если имею достаточные основания для совершения определенных действий при условии позитивного характера соответствующих им средств и целей. 13 Данный принцип порождает ряд вопросов, требующих пояснения. Самый важный из них можно сформулировать так: какие из побочных эффектов являются допустимыми? В этой связи Т. Гарретт дает несколько дополнительных пояснений. 1. Неэтичным является распространяющееся на средства или цели желание Здесь под серьезным злом Т. Гарретт понимает потерю существенной способности или возможности, необходимой для нормального функционирования данной единицы (индивида, организации и т. д.). Например, фигурирующий в Сценарии 3 подсластитель, возможно, способствует нарушениям в развитии младенцев, матери которых в период беременности пили содержащий его прохладительный напиток. Стратегия экспорта продукта, вызванная к жизни стремлением избежать серьезных убытков (конечная цель), должна быть признана неэтичной, поскольку потребление товара может привести к серьезным негативным последствиям. 2. Совершение действий, связанных с неоправданным риском причинения В данном утверждении наиболее ярко проявляется концепция «пропорциональности», или оправданности, которая допускает риск возникновения негативных последствий, если он рассматривается как оправданный. Или, говоря иначе, оправданием риска может служить благо, заключающееся в средствах или в конечной цели, которое уравновешивает или превосходит негативные побочные эффекты, возникающие помимо воли действующей стороны. Рассмотрим вновь Сценарий 3. Предположим, что сотрудники компании The Jones уверены в том, что результаты работы правительственной комиссии являются ошибочными и субсугурал через некоторое время будет объявлен безвредным. Эта уверенность может служить достаточным оправданием для продолжения экспорта прохладительных напитков. 3. Неэтичны действия, допускающие без достаточных оснований риск или малое зло.16 Под малым злом Т. Гарретт разумеет угрозу физическим товарам или неким средствам, являющимся полезными, но не жизненно необходимыми для функционирования данной единицы. Рассмотрим ситуацию Сценария 5. Предположим, что ухудшение качества выпускаемых компанией телевизоров незаметно для потребителей. Подобное малое зло (некоторое ухудшение качества) может быть признано вполне оправданным (повышение рыночной доли компании и снижение цен на продукцию). Вышеприведенная логика составляет суть пропорциональной структуры. Следует признать, что некоторые ее аспекты остаются неясными или по меньшей мере субъективными. Разве можно ответить, скажем, на вопрос о том, где проходит граница между серьезным ущербом и малым злом? Попытка определенным образом повлиять на торгового агента при помощи пары десятидолларовых билетов (Сценарий 4), вероятно, должна быть отнесена к малому злу. Если же некий подарок приводит к заключению контракта с фирмой, в то время как ее конкурент терпит банкротство, то не является ли это зло серьезным? Подобным же образом не существует однозначного ответа на вопрос, что может служить оправданием определенного действия. Скажем, в ситуации Сценария 6 простой отказ от сотрудничества с клиентом приведет единственно к тому, что тот заключит контракт с другим известным агентством. Несмотря на указанные трудности, схема Т. Гарретта может быть рекомендована к употреблению. Она предоставляет в распоряжение менеджера коммерческого предприятия трехфазовую последовательность вопросов, которые позволяют подвергнуть этическому анализу некую ситуацию. Фаза 1. Что в данной ситуации является средствами и целью? Если они сопряжены с серьезным злом, то данная акция должна быть признана неэтичной и неприемлемой. Фаза 2. Какими в данной ситуации могут быть побочные следствия? Если риск неоправдан и побочными следствиями действия могут быть серьезное или малое зло, оно должно быть признано неэтичным и неприемлемым. Фаза 3. Существуют ли другие варианты решения проблемы? Возможно, некая альтернатива данной цели обеспечивает больше позитивных и меньше негативных последствий? Отказ от подобной альтернативы следует считать неэтичным. Заметьте, что в данной схеме представлены все три элемента любого этического решения: намерения, средства и цель. Мало того, здесь используется тот же тип анализа, к которому обращаются многие занимающиеся проблемами планирования и прогнозирования менеджеры. Мы имеем в виду попытку предсказать результат использования той или иной стратегии, а затем сравнение всех возможных вариантов решений. Соответственно данная модель должна быть близка менеджерам, ориентированным на планирование. И наконец, принцип пропорциональности дает нам гибкую модель этического аспекта процесса принятия решений, не допускающую тех или иных отклонений от нормы. Данная структура обеспечивает систему общих, универсальных и вполне приемлемых указаний, которые могут быть использованы в ряде сложных управленческих ситуаций.
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
В последнее десятилетие одной из наиболее влиятельных в кругах интеллектуалов книг была «Теория справедливости» Дж. Роулса.17 Ее автор, ученый из Гарвардского университета, предложил детальную структуру социальной этики, призванной максимизировать в рамках данной общественной системы компенсации наиболее обездоленным слоям населения. К своей концепции социальной справедливости Дж. Роулс приходит посредством дедукции. Центральным моментом в рассуждениях ученого является построение воображаемого состояния дел, именуемого «исходной позицией». Эта гипотетическая ситуация в каком-то смысле аналогична временному интервалу, предшествующему азартной игре. Ни один из ее участников не знает наперед, выиграет он или проиграет. Точно так же в исходной позиции ни один из индивидов не знает, каким будет его место в обществе, когда начнется «игра» жизни. Им неведомы их социальный статус, образовательные возможности, классовая позиция, физические или интеллектуальные возможности и тому подобное. Они могут стать как королями, так и нищими. Но почему же это исходное состояние и покрывающая его «вуаль неведения» столь важны? Дж. Роулс считает, что рассмотрение этого гипотетического состояния является единственным способом построения «чистой» системы справедливости или системы, не обусловленной знанием текущего состояния дел. Например, с точки зрения богатого человека система прогрессивного налогообложения (в соответствии с которой с крупных доходов взимаются пропорционально более высокие налоги, а полученные средства идут в пользу бедных) представляется несправедливой. Если же человек беден, то он, вероятно, имеет прямо противоположное мнение. Таким образом, исходная позиция необходима Дж. Роулсу для построения идеальной системы справедливости или системы, которую избрали бы люди, ничего не ведающие о своих будущих состояниях. Вся работа Дж. Роулса посвящена нахождению следствий или заключений касательно человеческих прав и обязанностей в рамках некой социальной системы, к которым должны были бы прийти люди, находящиеся в исходной позиции. Доводы автора не поддаются простому истолкованию, однако все они сводятся к тому, что разумный человек (ничего не знающий о своей возможной позиции или состоянии в будущем) придет к минимаксному методу принятия решений. То есть он изберет систему, которая минимизирует максимальные возможные убытки. Иными словами, этот человек остановится на системе, стремящейся к избежанию крайних лишений (рабство? голод? нищета?) для тех представителей общества, которые находятся на нижних его ступенях. Дж. Роулс считает, что разумный человек, находящийся в исходном состоянии, придет к двум принципам справедливости: принципу свободы и принципу различия. Принцип свободы гласит: все люди должны иметь равное право на основные свободы, не попирающие аналогичных свобод других индивидов. В соответствии с принципом различия: система, основанная на социальном и экономическом неравенстве, должна стремиться к удовлетворению нужд наименее обеспеченных слоев населения и строиться на принципах открытости и доступности различных позиций и структур.18 Приведенные выше принципы требуют пояснений. Принцип свободы гарантирует равные возможности и основные свободы, такие как свобода слова, право на голосование, на защиту гражданина законом, на обладание собственностью и т. д. Кроме того, данный принцип предполагает приоритет большей свободы над меньшей при условии, что это не приведет к серьезным социальным затруднениям. Например, предположим, что согласно специальному закону пилотировать авиалайнеры имеют право только те летчики, возраст которых более 40, но менее 60 лет. В то же время имеющиеся данные свидетельствуют о том, что с этой работой может справиться любой прошедший соответствующее обучение человек в возрасте от 25 до 70 лет. Принятие более жесткого ценза равносильно попранию принципа свободы и нарушению прав квалифицированных специалистов, возраст которых находится вне заданных пределов. Аналогично предъявляемое ко всем велосипедам требование, в соответствии с которым они обязаны выдерживать столкновение с автомобилями, имеющими скорость до 70 км/час, также представляется нарушением этого принципа. Принцип различия определяет условия, при которых становится допустимым нарушение принципа свободы. По сути экономическое или социальное неравенство (т. е. известная несвобода) может быть оправдано лишь тогда, когда порождающая его практика отвечает интересам всех членов общества или по крайней мере определенной его части. Тем не менее основные свободы (например, право на голосование) никогда не должны приноситься в жертву экономическим или социальным обстоятельствам. В этом смысле теория Дж. Роулса являет собой разительный контраст системе классического утилитаризма. Почему? Утилитаристы допускают ухудшение условий жизни определенной части общества, если при этом для большей его части условия улучшаются. В схеме Дж. Роулса подобные вещи недопустимы. Она чрезвычайно эгалитарна в том смысле, что не допускает ни малейшего ущемления прав наименее обеспеченной части населения, чем и обусловлен присущий ей импульс реализуемого таким образом уравнивания. Как же теория социальной справедливости может повлиять на маркетинговую этику? Следует помнить о том, что Дж. Роулс создавал свою теорию не для того, чтобы использовать ее в сфере маркетинга или заместить ею деловую этику. Тем не менее два основных ее принципа могут иметь огромное количество приложений. В принципе свободы делается акцент на неотъемлемом праве любого индивида определять свою судьбу и быть равным среди равных. Максимизация личной свободы лишний раз подчеркивает право потребителей на безопасность, информацию, выбор и компенсации. Будучи приложенным к конкретной ситуации, например к Сценарию 5, принцип свободы требует от компании Buy American доведения до потребителей информации о замене компонентов и о возможном снижении качества телевизоров «System X» второго поколения. Невыполнение этого условия существенно ограничит свободу выбора потребителей. Принцип различия может иметь еще более неожиданное приложение. В соответствии с ним акцент делается на том, что эксплуатация одной группы населения в интересах любой другой его группы должна быть признана аморальной. Особенно серьезным нарушение принципа различия будет в том случае, когда интересы относительно неблагополучной группы населения будут принесены в жертву интересам более успешной группы. Если мы рассмотрим, к примеру, Сценарий 6, мы придем к выводу, что принцип различия требует от агентства отказа от заключения контракта, ибо он только ухудшает жизненные условия населения тоталитарного государства. В более общем плане принципы Дж. Роулса подтверждают этическую ценность маркетинговой концепции, формально отслеживающей права менее влиятельной группы (потребителей) путем их учета при планировании деятельности и определении задач более влиятельной группы (бизнес).
ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Потенциальная значимость рассмотренных нами структур состоит в следующем. Во-первых, они отнюдь не предназначены для того, чтобы дать точные ответы на этические дилеммы. Попытка применения более одной схемы к данной конкретной ситуации, скорее всего, приведет к возникновению противоречий. Скажем, в ситуации Сценария 1 сторонники Дж. Роулса придут к выводу, что супермаркеты Thrifty должны прекратить практику поставки продуктов низкого качества в экономически неэффективные розничные магазины, поскольку эта схема распределения является дискриминационной для людей, чьи доходы и без того весьма низки. В соответствии же с долженствованием благодарности У. Росса данная практика является оправданной, поскольку защищает интересы постоянных клиентов, представляющих более зажиточные слои населения. Если рассмотренные нами структуры не позволяют получить ответы на «трудные вопросы» маркетинговой этики, то в чем же их смысл? Основное значение структур состоит в том, что они могут стать своеобразным педагогическим средством для менеджеров, которые так или иначе соприкасаются с этическими проблемами. Дать «точный» ответ на вопросы подобного рода удается крайне редко. Однако даже тот факт, что менеджмент компаний будет систематически оценивать этический аспект принимаемых решений, имеет очень большое значение. Соответственно подобные построения дают менеджерам философскую мнемонику, которая то и дело напоминает им об этической ответственности управленцев. Перспективы, заданные в трудах У. Росса, Т. Гарретта и Дж. Роулса, свидетельствуют о том, что этические проблемы и соответствующие решения оказываются куда глубже шовинизма этических максим калибра «ты должен быть хорошим».
НА ПУТИ К ТЕОРИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ЭТИКИ
Как уже отмечалось выше, в представленных здесь аналитических структурах нет ничего сверхъестественного. Их принятие не приведет автоматически к установлению принципов этики в маркетинге. Данные модели не позволяют объяснить или предсказать возможные варианты неэтичного поведения. Тем не менее, будучи рассмотрены совместно, они представляют очевидную ценность для преподавателей, практиков и исследователей маркетинга. Для преподавателей эти структуры задают направления, позволяющие выходить за пределы известных этических максим. Они представляют собой квазимодели промежуточных построений, которые могли бы дать объяснение того, почему в некоей ситуации совершается тот или иной моральный выбор. В этом смысле структуры предоставляют нам ряд ценных предпосылок для анализа в аудитории маркетинговых ситуаций, имеющих значимые этические аспекты. Объяснение этих моделей студентам позволяет преподавателю использовать при обсуждении маркетинговых стратегий этические категории. Практики могут применять данные структуры для разрешения сопряженных с этическими проблемами «трудных вопросов». Возможные приложения этих схем к реальным ситуациям были даны ранее. Ниже представлена серия вопросов, призванных помочь в поиске ответа на вопрос об этичности действия А в некоей ситуации. Если вы ответите утвердительно хотя бы на один из предложенных вопросов, намечаемое действие, скорее всего, будет неэтичным, а значит, вы должны будете воздержаться от него. Если же все ответы будут отрицательными, то предпринимаемое вами действие, скорее всего, будет этичным.
Связано ли действие А с нарушением закона? Не нарушает ли действие А одно из нижеследующих долженствований: верность? благодарность? справедливость? благотворительность? самосовершенствование? ненасилие? Не приводит ли действие А к нарушению неких специфических обязательств, связанных с типом рассматриваемой маркетинговой организации (например, обязательство фармацевтической фирмы выпускать безопасную продукцию)? Не вызвано ли действие А злым умыслом? Не может ли действие А привести к серьезному злу? Не был ли отброшен вариант Б, сулящий равное или большее благо, но несущий с собой меньше зла? Не нарушает ли действие А неотъемлемых прав потребителей? Не подрывает ли действие А благосостояние другого человека или группы людей? Не относится ли этот человек или группа к разряду неимущих?
Вопросы могут рассматриваться в любой последовательности, которая диктуется конкретной ситуацией. Исследователи могут почерпнуть из приведенных структур некоторые их элементы, которые будут использоваться для построения этической теории маркетинга. Подобная модель должна обладать следующими свойствами: а) задавать приемлемый стандарт этических действий; б) обнаруживать внешние и внутренние факторы этики поведения; в) задавать множество организационных переменных, определенная настройка которых будет стимулировать избрание этически оправданного действия. Так, структура У. Росса базируется на нескольких фундаментальных долженствованиях, к которым менеджерам надлежит относиться как к некоему этическому стандарту. В схеме Т. Гарретта акцент делается на трех переменных — интенции, процессе (или средствах) и целях, анализ которых позволяет исследователю получить достаточно полную картину этических аспектов данного конкретного действия. Вполне возможно, что на характеристики этической составляющей существенное влияние оказывают различные внутренние и внешние переменные. Определяющее влияние на выбор менеджером процесса или средств решения некоей этической проблемы может оказывать позиция высшего руководства (внутренний фактор). Главной детерминантой, которой руководствуется при этом менеджер, могут быть и профессиональные стандарты (внешняя переменная). Т. Гарретт дает некоторые рекомендации по выбору средств, потребных для эмпирической оценки этического характера данной ситуации. И наконец, Дж. Роулс предлагает ряд соображений, которые, по его мнению, должны быть включены в процедуру оценки этической стороны того или иного явления или процесса. Он полагает, что при любом подобном рассмотрении должны учитываться интересы наименее защищенных или наименее обеспеченных слоев. Тем самым Дж. Роулс предлагает менеджерам коммерческих фирм структуру этически «позитивного» действия. Даже если мы предположим, что схемы У. Росса, Т. Гарретта и Дж. Роулса могут быть сведены к неким общим построениям, это вряд ли приведет к созданию удовлетворительной теории маркетинговой этики. Тем не менее, памятуя о важности этических проблем в маркетинге, мы можем сказать, что подобные работы важны уже потому, что они способствуют созданию гипотетической теории маркетинговой этики. На более прагматическом уровне данные схемы способствуют распространению некоторых относящихся к сфере маркетинговой этики идей, которые могут оказать позитивное воздействие на макроуровне. Введение Т. Гарреттом категорий малого и серьезного зла вызвано к жизни необходимостью оценки «серьезности» отступлений от этической нормы, которые то и дело наблюдаются на практике. Поскольку предположение о том, что серьезные нарушения этики в маркетинге могут быть устранены в одночасье, по меньшей мере наивно, итоговая классификация может стать их временным «хит-парадом», который позволит выделить те или иные области нарушений этики и, возможно, определить средства их исправления. Скажем, недавний закон о борьбе с коррупцией вынудил многие оперирующие на внешнем рынке американские компании пересмотреть свою торговую политику. В областях, для которых этический аспект наиболее критичен, маркетинговая дисциплина могла бы ускорить процесс законодательно закрепленных этических реформ. Компиляция оформленных на самом общем уровне prima facie долженствований У. Росса стимулирует специалистов по маркетингу к составлению перечня минимальных этических обязанностей, которые должны возлагаться на менеджеров. Подобный список неминуемо вызовет возражения и споры, что послужит пробуждению интереса к самой этической тематике и повышению моральной чувствительности студентов. Анализ Дж. Роулсом многофакторного воздействия деловой политики на различные группы общества (особенно наименее обеспеченные) в идеале должен стимулировать аналитиков к этическим разработкам. Аналитический метод — оптимальное педагогическое средство для демонстрации студентам влияния организационного решения на различных посредников. Одна из основных идей Дж. Роулса состоит в том, что в рамках каждой дисциплины (включая маркетинг) должен быть выработан особый механизм, позволяющий производить ее этическую интроспекцию, что во многом определяет репутацию практиков маркетинга.
|