Студопедия — Казахское Ханство при Тауекел хане
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Казахское Ханство при Тауекел хане






Та­уекел-хан (год рож­де­ния не­из­вестен – умер в 1598 г.) – один из нас­ледни­ков и пос­ле­дова­телей Хак­на­зар-ха­на.Путь Та­уекел-сул­та­на к вер­ши­не влас­ти был тер­нистым. Ему приш­лось на про­тяже­нии ря­да лет ут­верж­дать свое пра­во быть ха­ном в борь­бе с сы­новьями Хак­на­зара и дру­гими сул­та­нами. И, к счастью для ка­захов, Та­уекел вы­шел по­беди­телем из этой дли­тель­ной борь­бы. Са­мо имя «Та­уекел», оз­на­ча­ющее в пе­рево­де с арабс­ко­го язы­ка «упо­вать, по­лагать­ся на ко­го-ли­бо», да­рило ка­захам на­деж­ду, что его прав­ле­ние бу­дет от­ве­чать на­род­ным ча­яниям. Бла­года­ря уму, предп­ри­им­чи­вос­ти и энер­гии Та­уеке­ла, ка­захи вновь по­лучи­ли не­зави­симость, воз­ро­дили мощь сво­его го­сударс­тва, су­мели не толь­ко ски­нуть не­навист­ное под­чи­нение ино­зем­цам, но да­же по­корить, в от­мест­ку за при­чинен­ные стра­дания и ущерб, часть чу­жих вла­дений.В на­чале 80-х го­дов XVI ве­ка Та­уекел-сул­тан со сво­ей лич­ной дру­жиной сос­то­ял при сви­те бу­харс­ко­го ха­на Аб­дуллы и при­нимал ак­тивное учас­тие в борь­бе в Ба­ба-сул­та­ном. Ле­том 1582 го­да ему уда­лось на­конец вый­ти на Ба­ба-сул­та­на, убив­ше­го сы­новей ха­на Хак­на­зара, и глав­но­го по­лити­чес­ко­го про­тив­ни­ка сво­его те­переш­не­го пок­ро­вите­ля Аб­дуллы. Про­изош­ла стыч­ка. Та­уекел одер­жал верх, убил Ба­ба-сул­та­на, при­был к Аб­дулле и, бро­сив го­лову по­вер­женно­го им Шей­ба­нида к под­но­жию его тро­на. Ле­том 1583 го­да Та­уекел при­нял учас­тие в по­ходе Аб­дуллы на Ан­ди­жан и Фер­га­ну. Ему и на этот раз улыб­ну­лась во­ен­ная уда­ча. Но ле­том 1583 го­да Та­уекел-сул­тан, по­кинув Ма­веран­нахр, ушел в Ве­ликую Степь. При­чины та­кого ша­га Та­уеке­ла впол­не по­нят­ны. Бу­дучи энер­гичным, чес­то­люби­вым и предп­ри­имч­мвым, он не мог на­де­ять­ся стать не­зави­симым пра­вите­лем сво­его на­рода, ос­та­ва­ясь под пок­ро­витель­ством Аб­дуллы. Кро­ме то­го, с за­вер­ше­ни­ем по­бедо­нос­ной вой­ны с Ба­ба-сул­та­ном уже не су­щест­во­вало об­щей це­ли: близ­ле­жащие к ка­захс­ким ко­чевьям районы пра­вобе­режья Сыр­дарьи окон­ча­тель­но приз­на­ли власть бу­харс­ко­го ха­на, и Аб­дулла пе­рес­тал под­держи­вать сво­их быв­ших во­ен­ных со­юз­ни­ков ка­захс­ких сул­та­нов. Те­перь он ви­дел в них со­пер­ни­ков, ко­торые стре­мят­ся об­ла­дать при­сыр­дарьинс­ки­ми го­рода­ми и Таш­кентом. Та­ким об­ра­зом, чувс­твуя се­бя при дво­ре бу­харс­ко­го ха­на бесп­рав­ным, Та­уекел ишет но­вых пу­тей к влас­ти и по­кида­ет Ма­веран­нахр для то­го, что­бы соб­рав си­лы в Ве­ликой Сте­пи, по­вес­ти борь­бу про­тив са­мого Аб­дуллы.Не­из­вест­но ка­кие прев­ратнос­ти судь­бы ис­пы­тал Та­уекел-сул­тан в род­ных сте­пях, преж­де чем он сде­лал­ся ха­ном. Толь­ко всту­пил он на ханс­тво­вание в труд­ные вре­мена. С од­ной сто­роны, ка­захс­кие сул­та­ны вмес­то силь­но­го со­юз­ни­ка Аб­дуллы име­ли те­перь гроз­но­го нед­ру­га; с дру­гой – про­дол­жа­ли ос­та­вать­ся нап­ря­жен­ны­ми от­но­шения с мон­го­лами и джун­га­рами. Но Та­уекел по­казал, что он не толь­ко зна­ток во­ен­ных дей­ствий, но и уме­лый по­литик. Ему уда­лось не прос­то уп­ро­чить свою власть в сте­пи, но так­же рас­ши­рить пре­делы вла­дений ка­захов и под­нять зна­чение это­го ханс­тва в меж­ду­народ­ных де­лах. В 1585 го­ду Та­уекел-хан по­корил го­рода Тур­кеста­на и ед­ва не зах­ва­тил Таш­кент. Для бо­лее ус­пешной борь­бы с ха­ном Аб­дуллой он на­ладил хо­рошие от­но­шения с Русс­ким го­сударс­твом. Нап­равлен­ные в ян­ва­ре 1594 го­да в Моск­ву пос­лы ка­захс­ко­го пра­вите­ля бы­ли при­няты бла­госк­лон­но. В сос­та­ве это­го по­соль­ства был сын Та­уекел-ха­на Ку­са­ин. В мае-июне 1595 го­да русс­кий царь от­ря­дил в ка­захс­кое го­сударс­тво сво­их пос­лов во гла­ве с В. Сте­пано­вым. Они бы­ли при­няты Та­уекел-ха­ном по всем пра­вилам гос­тепри­имс­тва и со все­ми по­чес­тя­ми. Русс­кие пос­лы вни­матель­но зна­коми­лись с жизнью ка­захов, вни­кали в осо­бен­ности их бы­та и куль­ту­ры. Та­кое зна­комс­тво спо­собс­тво­вало уг­лубле­нию от­но­шений меж­ду дву­мя стра­нами. Пом­ня о по­мощи, ко­торую ока­зали русс­ким ка­захи в за­во­ева­нии Си­бири, рос­сий­ский го­сударь по­велел пост­ро­ить в их вла­дении ук­реплен­ный го­род Та­ру, ко­торый на­деж­ным щи­том зак­рыл бы Степь от ино­зем­ных зах­ватчи­ков. Бесс­пор­но, ве­лика зас­лу­га ха­на Та­уеке­ла в даль­ней­шем раз­ви­тии ка­захс­ко-русс­ких свя­зей. Соз­дав но­вый во­ен­ный блок, соб­рав мно­готы­сяч­ное вой­ско, Та­уекел-хан осенью 1598 го­ду сно­ва по­шел по­ходом на сред­не­азиатс­кие твер­ды­ни. В ко­рот­кий срок он ов­ла­дел Сай­ра­мом, Таш­кентом, Яс­сой (г. Тур­кестан), Ан­ди­жаном, Са­мар­кандом и нап­ра­вил­ся в сто­рону Бу­хары. Од­на­ко здесь стре­митель­ное дви­жение ко­чев­ни­ков Ве­ликой Сте­пи бы­ло при­ос­та­нов­ле­но. Нез­на­читель­ный по чис­леннос­ти гар­ни­зон древ­не­го го­рода вы­дер­жал один­надца­тид­невный на­тиск неп­ри­яте­ля, а на две­над­ца­тый про­из­вел удач­ную вы­лаз­ку и на­нес ка­захам по­раже­ние. Та­уекел, поль­зу­ясь пок­ро­вом но­чи, отс­ту­пил. Но вой­на про­дол­жа­лась. В од­ном из оче­ред­ных сра­жений Та­уекел-хан был тя­жело ра­нен, ото­шел к Таш­кенту и там че­рез со­рок дней умер в том же 1598 го­ду. А че­рез не­кото­рое вре­мя был дос­тигнут мир, и от­нюдь не на вас­саль­ных для ка­захов ус­ло­ви­ях: от­ка­зав­шись от Са­мар­канда, они сох­ра­нили за со­бой Таш­кент, Сай­рам, Тур­кестан и не­кото­рые дру­гие кре­пос­ти.Та­уекел-хан ушел из жиз­ни в расц­ве­те сил и в мо­мент сво­его по­лити­чес­ко­го тор­жест­ва. Он был хо­рош со­бой, вы­делял­ся сво­им «кра­сивым ста­ном» и гор­дой осан­кой. Его во­ен­ный и дип­ло­мати­чес­кий та­лант был та­ким же, как и его те­лес­ная стать. Ода­рен­ный при­родой и умом, и внеш­ним изя­щест­вом, и по­эти­чес­ким да­ром, он в то же вре­мя «по храб­рости, сме­лос­ти и му­жест­ву яв­лялся единс­твен­ным во всем ми­ре и сла­вил­ся в Дешт-и Кип­ча­ке». Так пи­сал о Та­уеке­ле Ха­физ-и Та­ныш, сов­ре­мен­ник ка­захс­ко­го ха­на и прид­ворный ис­то­рий Шей­ба­нида Аб­дуллы.

44.Внутриполитическое положение Казахского Ханства в XVIIв Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Прежитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов. Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношение мясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам-мардикар. Принемали на постой войска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек-черной кости.Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «Жеты Жаргы» Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юредически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки. Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы. В конце XVII- начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе- (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе- Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 808. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия