Казахское Ханство при Тауке хане 1680-1718гг
Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами[i] за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами.Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе. Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов: 46.Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати(Известный историк, литератор; родился в Ташкенте, умер в Кашмирском крае) хорошо знал историю Моголстана, Средней Азии и Казахстана, особенно историю феодальной части племени дулат. В 1541-1546 годах в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди".Это произведение Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на рассказы о дулатах, передаваемые устно из поколения к поколению, легенды моголов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах моголских ханов: сведения различных свидетелей, а также собственные наблюдения. Вместе с этим автор использовал исторические произведения живших до него известных ученых, таких как: Жувейни, Жамал Караши, Рашид-ад-дин, Али Иазди, Абдуразак Самарканди. Есть полные основания считать, что это произведение написано на основе архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил много ценных сведений об истории средневековых казахов.В произведении "Тарихи Рашиди" есть много сведений о формировании Казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кипчаке, падении Моголстана, феодальных войнах, о союзничестве казахов, киргизов и узбеков в борьбе с внешним врагом. Есть также ценные сведения о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей. 47.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана.Этноним «Казах» Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казак» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны в большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. В научной литературе утвердилось понимание этноса, как исторически сложившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и 'обособленности от других этнических групп (т.е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере, в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV-XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, отсаков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные. эпохи имели свои государства.Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге - казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях.Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеазиатском регионе и за его пределами.В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории.Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов - в северных и западных. 48.Какие этапы в формировании этнической территории казахов вы можете отметить?(имеется в виду средневековый период истории) Процесс формирования казахов начался уже очень давно. По результатам археологических исследований можно проследить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. Первым периодом становления казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого момента состоит в том, что далекие предки казахов - племена Канлы и Уйсуней - смешались с племенами гуннов вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшие за собой некоторые изменения. Древним населением Казахстана, вошедшим в последствие в состав казахского народа, являются племена Канлы из Южного Казахстана. Затем они сблизились и смешались с племенами сарматов из Западного Казахстана. Вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен и их полную ассимиляцию с местным этносом. Появились тюргеши, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав на территории древнего Казахстана. Главным было то, что племена - саков, гуннов, Канлы, Уйсунов - были близки к друг другу своими традициями, обычаями, верованиями. Третьим периодом можно считать увеличение численности населения, которое приходится на 10-13 века. В это время на востоке нашей страны расположились племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Наиманы и жалаиры достигли Жетысу. Жалаиры стали главенствующем племенем - в Старшем Жузе, а найманы и кереи - в Среднем Жузе. Очагами становления казахского этноса считаются Южный, Центральный, Юго - Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Дешт-и-Кыпчаке на основе Кыпчакских племен, в Семиречье - на основе усуно-карлукских племен. На востоке и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ. Однако завоевание Казахстана монголами отбросило этот процесс на 150 лет. Монгольское нашествие серьёзно повлияло на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа. Так же непосредственно на процесс формирования казахов оказало возникновение на территории Казахстана таких государств как: Саков(10 века до н.э.), Кангюев, или Канлы(3 век до н.э.), Уйсуней(2 век до н.э.), Тюркского каганата(553-603 гг.), Западнотюркского каганата(603-704 гг.), Тюргешского(704-756 гг.), Карлукского каганата(756-940 гг.), Огузкого(9-11 века), Кимакского каганата(9-11 века), Караханидов(942-1212 гг.), Каракитаев(1125-1212), Кыпчакского ханства(11-13 века). Политические и социально-экономические события 14-15 вв. способствовали завершению процесса сложения казахской народности. Формированию этнической территории, объединению казахских племен и родов способствовало образование Казахского ханства в 1465-1466 годах, Кереем и Жаныбеком. Таким образом, процесс формирования Казахского народности и её этнической территории завершился в 15-16 вв. И в целом для этого потребовалось около 2 тысяч лет.
|