Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура





Осо­бое мес­то в куль­тур­ном нас­ле­дии этих лет за­нима­ет ка­захс­кая ли­тера­тура. Она скла­дыва­лась как часть мно­гона­ци­ональ­ной со­ветс­кой ли­тера­туры. У ее ис­то­ков сто­яли С. Сей­фул­лин, А. Бай­тур­сы­нов, Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, М. Жу­маба­ев, Б. Май­лин, И. Жан­су­гуров, С. Му­канов, Г. Мус­ре­пов и дру­гие.

Пев­ца­ми Ок­тября, сво­боды ста­ли С. Сей­фул­лин, М. Жу­маба­ев. Боль­шой по­пуляр­ностью сре­ди ре­волю­ци­он­ной ка­захс­кой мо­лоде­жи поль­зо­валось сти­хот­во­рение С. Сей­фул­ли­на «Мар­сельеза ка­захс­кой мо­лоде­жи». В 1927 г. в ис­то­рико-ре­волю­ци­он­ном ро­мане «Тар жол, тай­гак ке­шу» («Труд­ный путь, опас­ный пе­реход») С. Сей­фул­лин опи­сал по­ложе­ние ка­захс­ко­го на­рода во вре­мя на­ци­ональ­но-ос­во­боди­тель­но­го дви­жения 1916 г., Фев­раль­ской и Ок­тябрь­ской ре­волю­ций, в пе­ри­од граж­данс­кой вой­ны. В сти­хот­во­рении «Сво­бода» (1918 г.) М. Жу­маба­еввос­пе­ва­ет про­летарс­кую ре­волю­цию, поз­во­лив­шую восп­ря­нуть ду­хом «всем го­лод­ным и обез­до­лен­ным», а в сти­хот­во­рении «Крас­ный флаг» по­эт раск­ры­ва­ет пре­емс­твен­ность ре­волю­ции с иде­ала­ми на­ци­ональ­но-ос­во­боди­тель­но­го дви­жения Азии.

Ка­захс­кая со­ветс­кая по­эзия в те го­ды по­пол­ни­лась про­из­ве­дени­ями и по­эма­ми С. Сей­фул­ли­на «Со­ветс­тан», «Кок­ше­тау»; С. Му­кано­ва «Су­лушаш»; И. Жан­су­гуро­ва «Ку­лагер»; И. Бай­за­кова — «Ку­ралай су­лу».

Ка­захс­кая со­ветс­кая про­за обо­гати­лась та­кими ху­дожест­вен­ны­ми про­из­ве­дени­ями: Б. Май­ли­на — «Аза­мат Аза­матыч»; Ж. Ай­ма­уыто­ва — «Карт­ко­жа»; С. Му­кано­ва — «Жұ мбак жа­лау» («За­гадоч­ное зна­мя»); М. Ауэзо­ва «Қараш-қараш оқиғасы» («Выст­рел на пе­рева­ле Ка­раш»); С. Еру­ба­ева — «Мені Құрдас­та­рым» («Мои ро­вес­ни­ки»); Г. Мус­та­фина — «Өмір мен Өлім» («Жизнь и смерть»).

Ог­ромные ус­пе­хи дос­тигну­ты в ка­захс­кой дра­матур­гии: «Ай­ман-Шол­пан», «Тун­ги са­ры н» («Ноч­ные рас­ка­ты») М. Ауэзо­ва;. «Жал­быр» Б. Май­ли­на; «Кыз-Жи­бек», «Ко­зы-Кор­пеш и Ба­ян су­лу» Г. Мус­ре­пова; «Ман­сапкор­лар» («Карьерис­ты»), "Ел кор­га­ны («Оп­лот на­рода») Ж. Ай­ма­уыто­ва и др.

В кон­це 1920-х и в 1930-е гг. в ка­захс­кую ли­тера­туру приш­ла та­лант­ли­вая твор­ческая мо­лодежь: Г. Ор­ма­нов, А. Та­жиба­ев, Ж. Сыз­ды­ков, Ж. Са­ин, А. Сар­сенба­ев, К. Аман­жо­лов, Т. Жа­роков. А. Джу­мага­ли­ев, Д. Аби­лев, Х. Бек­хо­жин.

Обо­гати­лась яр­ки­ми про­из­ве­дени­ями по­эзия ка­захс­ких акы­нов. Вол­ну­ющие пес­ни и по­эмы о ре­волю­ции, со­ветс­кой От­чизне, сво­боде, гу­маниз­ме, люб­ви соз­да­ли вы­да­ющиеся ка­захс­кие акы­ны Нур­пе­ис Бай­га­нин, Ша­шубай Кош­карба­ев, Иса Бай­за­ков, Жам­был Жа­ба­ев.

Мно­гона­ци­ональ­ная со­ветс­кая ли­тера­тура Ка­захс­та­на по­пол­ни­лась про­из­ве­дени­ями: И. П. Шу­хова, ав­то­ра ши­роко из­вест­ных ро­манов «Горь­кая ли­ния» и «Не­нависть», вы­соко оце­нен­ных А. М. Горь­ким. На те­му кол­лекти­виза­ции на­писал ро­ман «Се­ло за ту­мана­ми» Ма­mэ Зал­ка. Ре­алис­ти­чес­кие ху­дожест­вен­ные про­из­ве­дения бы­ли соз­да­ны уй­гурс­ки­ми пи­сате­лями и по­эта­ми. Пев­ца­ми сра­жа­юще­гося на фрон­тах граж­данс­кой вой­ны на­рода ста­ли Б. Из­то­лин, Б. Джа­нике­шев.

Ве­лик вклад ка­захс­ких пи­сате­лей в про­цесс вза­им­но­го обо­гаще­ния ли­тера­тур: МЖу­маба­ев пе­ревел про­из­ве­дения Ге­те, Гей­не, М. Горь­ко­го, В. Ива­нова, Д. Ма­мина-Си­биря­ка; А. Бай­тур­сы­нов — пе­ревел бас­ни И. А. Кры­лова; Ж. Ай­ма­уытов- А. С. Пуш­ки­на, М. ЮЛер­монто­ва, Ф. Шил­ле­ра, Г. Ту­кая, про­летарс­кий гимн «Ин­терна­ци­онал».

Ис­кусным пе­ревод­чи­ком про­явил се­бя А. Бу­кей­ха­нов, ли­дер ка­захс­кой до­рево­люци­он­ной ин­телли­ген­ции.

Од­на­ко про­цесс раз­ви­тия ка­захс­кой ли­тера­туры был бы пол­нее, ес­ли бы не ста­линс­кие реп­рессии 1930-х гг. Им под­верг­лись Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, А. Бай­тур­сы­нов яко­бы за учас­тие в под­поль­ной ор­га­низа­ции, ру­ково­димой М. Ду­лато­вым. 4 ап­ре­ля 1930 г. кол­ле­гия ОГ­ПУ Ка­захс­кой АССР при­гово­рила к расс­тре­лу од­но­го из ос­но­вопо­лож­ни­ков ка­захс­кой со­ветс­кой ли­тера­туры Жу­суп­бе­ка Ай­ма­уыто­ва. В ап­ре­ле 1930 го­да М. Ду­латов ре­шени­ем кол­ле­гии ОГ­ПУ был осуж­ден к расс­тре­лу с за­меной на 10 лет зак­лю­чения по ст. 58 УК РСФСР, скон­чался в Со­ловец­ком ла­гере 5 ок­тября 1935 го­да. А. Бай­тур­сы­нов был выс­лан в Ар­хангель­скую об­ласть. В 1934 г. по хо­датай­ству Е. Пеш­ко­вой, ра­ботав­шей тог­да в ко­мис­сии Крас­но­го Крес­та, А. Бай­тур­сы­нов был ос­во­бож­ден, но 8 ок­тября 1937 г. был вновь арес­то­ван по лож­но­му об­ви­нению и расс­тре­лян.

Но нес­мотря на де­фор­ма­цию идей со­ци­ализ­ма, ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура рос­ла и му­жала, обо­гаща­ясь луч­ши­ми тра­дици­ями ми­ровой, в том чис­ле ка­захс­кой ли­тера­туры.

Рос­ла сеть куль­тур­но-прос­ве­титель­ных уч­режде­ний и мас­со­вых биб­ли­отек, клуб­ных уч­режде­ний.

Ши­роко прак­ти­кова­лись куль­тэ­шело­ны, куль­тбри­гады. В 1934 г. в Ал­ма-Ате был отк­рыт биб­ли­отеч­ный тех­ни­кум. При пе­даго­гичес­ких тех­ни­кумах в Ураль­ске и Се­мипа­латинс­ке отк­ры­ты — биб­ли­отеч­ные от­де­ления, в Усть-Ка­мено­горс­ке — та­кое же от­де­ление при по­литп­рос­веттех­ни­куме.

В 1930 г. в рес­публи­ке бы­ло 290 мас­со­вых биб­ли­отек, а в 1939 г. — 3304. В 1939 г. в Ал­ма-Ате бы­ла отк­ры­та Го­сударс­твен­ная пуб­личная биб­ли­оте­ка им. А. С. Пуш­ки­на (ны­не На­ци­ональ­ная биб­ли­оте­ка Рес­публи­ки Ка­захъ­стан). В рес­публи­ке дей­ство­вало 5237 до­мов куль­ту­ры и клу­бов, из них 4908 на­ходи­лись в аулах и се­лах. В 1939 г. име­лось 38 те­ат­ров, в том чис­ле свы­ше 20 кол­хозно-сов­хозных и 1104 ки­но­ус­та­нов­ки.

В то же вре­мя 1920–1930-е гг. — это слож­ный пе­ри­од в ис­то­рии куль­ту­ры Ка­захс­та­на, пос­коль­ку по­мимо дос­ти­жений в об­ласти об­ра­зова­ния и на­уки, а так­же ус­пе­хов в ли­тера­туре, ис­кусс­тве, он имел не­гатив­ные пос­ледс­твия. В 1939 г. гра­мот­ность на­селе­ния всей рес­публи­ки дос­тигла 65 %, сре­ди ка­захс­ко­го на­селе­ния — 40 %. А к 1940 г. лик­ви­дация нег­ра­мот­ности сре­ди тру­дос­по­соб­но­го на­селе­ния в ос­новном бы­ла за­вер­ше­на. Но, с дру­гой сто­роны, это бы­ли го­ды, ког­да вы­хола­щива­лась на­ци­ональ­ная куль­ту­ра, она от­ры­валась от сво­их ис­то­ричес­ких кор­ней, дос­ти­жений ми­ровой ци­вили­зации. Это бы­ло вре­мя, ког­да вол­ны реп­рессий то­тали­тар­но­го ре­жима од­на за дру­гой унич­то­жали мно­гих предс­та­вите­лей ка­захс­кой ин­телли­ген­ции.

По­ложи­тель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

1. Вы­сокий темп лик­ви­дации нег­ра­мот­ности;

2. Осу­щест­вле­ние все­об­ще­го обя­затель­но­го на­чаль­но­го об­ра­зова­ния;

3. Сфор­ми­рова­ние про­фес­си­ональ­ной сис­те­мы об­ра­зова­ния;

4. Фор­ми­рова­ние но­вых от­ря­дов ин­телли­ген­ции;

5. Ста­нов­ле­ние куль­тур­ных оча­гов.

От­ри­цатель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

1. Тер­рор и ист­реб­ле­ние на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции;

2. То­тали­тар­ное иде­оло­гизи­рова­ние куль­ту­ры на­рода;

3. От­сутс­твие по­нятия «на­ци­ональ­ная куль­ту­ра» и за­мена его по­няти­ем «ин­терна­ци­ональ­ная куль­ту­ра».







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 2893. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия