Третий лик составляют начала, архангелы и ангелы
Они изображаются в воинских доспехах, препоясанные золотыми поясами, и в руках держащие древка с секирами и копьями на концах [Таких изображений не видать в афонских монастырях. Там ангелы сего лика пишутся в стихарях с посошками, кои вывершены крестиками].
На небе Христос, как царь, сидит на престоле и держит Евангелие, в котором написано: "видех сатану, яко молниию с небеса спадша" (Лук. гл. 10). Вокруг Его ангельские лики стоят со страхом, а среди них Михаил указывает им на Христа, держа хартию со словами: "станем добре, станем со страхом: приидите поклонимся цареви нашему Богу". Под ними видны горы и среди них большая расселина с надписью: тартар. Полчища денницы низвергаются с неба: с верхних кругов стремглав летят ангелы, еще не темные, пониже них - другие ангелы, темные, еще ниже - темнейшие, гораздо ниже - полубесы и полуангелы, черные и страшные демоны, а ниже всех их в тартаре денница диавол, всех темнее и ужаснее, лежит ниц, а смотрит вверх.
Адам юный, без бороды, стоит пред Безначальным Отцом, который, блистая великим светом, держит его за руку шуйцею, а десницею благословляет. Вокруг их видны горы, дерева, разные птицы и животные, а вверху небо с солнцем и луною.
Среди рая, наполненного разными деревами и множеством цветов, Адам сидит, простерши вперед одну руку, а другую держа на колене; пред ним стоят все звери и животные и смотрят на него.
В таком же раю Адам, нагой, спит, положив руку под голову: из ребра его исходит Ева, простерши руки вверх, а выше ее Безначальный Отец, весь во свете, шуйцею держит ее за одну руку, а десницею благословляет ее.
В таком же раю Адам и Ева, нагие, стоят пред большим деревом, подобным смоковнице. На нем много плодов. Около его обвился змий. Голова его близ уха Евы. А она одною рукою держит яблоко и вкушает его, а другою подает тот же плод Адаму, и он принимает его (Быт., гл. 3).
Рисуется такой же рай. Оттуда бегут Адам и Ева, нагие, имея одно препоясание на чреслах своих из смоковничных листьев. Они озираются назад, но их гонит шестокрылатый огненный ангел, держащий в руках своих два огненные меча.
Рай заключен. У двери его пламенеет меч. А напротив рая Адам и Ева сидят полунагие и рыдают, терзая волосы на головах своих.
Адам заступом копает землю, а Ева сидит против него с прялкою и прядет.
В пещере лежит Ева одетая, а Адам, у которого едва показалась борода, сидит и держит Каина, повитого пеленами (Быт. гл. 4).
В пещере лежит Ева одетая, а Адам обмывает Авеля в сосуде, Каин же льет ему воду из кувшина.
Каин молодой, без бороды, среди нивы одною рукою держит плуг, а другою погоняет волов длинною палкою. В другом отделении этой картины он жнет пшеницу.
Авель, молодой, без бороды, держит жезл. Пред ним - множество овец.
На жертвеннике лежит сожигаемая овца. Пламя от него восходит прямо вверх. Пред ним стоит праведный Авель. Очи и руки его воздеты к небу. Вблизи на другом жертвеннике сожигаются снопы пшеницы. Пред ним стоит Каин, и руками закрывает лицо свое, к которому дугою стелется пламень с жертвенника его.
Вдали видны горы. На земле лежит убитый Авель, а у головы его стоит Каин с палицею. (1 Иоан. 3, 12).
Авель лежит на земле. Кровь течет из головы его. А Адам, немного поседевший, и Ева плачут над ним. Один ангел говорит Адаму на хартии: "не плачь, восстанет бо в последний день".
Ной стоит и смотрит вверх. Над ним простерто небо и оттуда стремится луч со словами в нем: "сотвори себе ковчег от древ четвероугольных. Аз же се наведу потоп". (Быт. 6, 5-7).
Пред великим кораблем Ной держит сосуд со смолою и мажет его; а сыны его - одни конопатят это судно, другие строгают доски. Внутри ковчега видны жены их, а вне - разные люди: одни из них едят и пьют с женами и играют в органы, а другие осмеивают Ноя. Птицы и животные разных пород входят в ковчег.
В воде видны утопшие люди и вершины гор. На одной из них остановился ковчег, Из окна его выглядывает Ной, держа в руке голубя (Быт., гл. 8).
На горе стоит ковчег. Из него выходят звери, животные и птицы. А у горы поставлен жертвенник, и на нем возлежат овцы и другие чистые животные и птицы. Вокруг его стоят Ной, сыны его и жены их, подняв руки к небу.
Люди раскапывают землю, а некто колом приготовляет в ней ямки; за ним виден Ной, держащий в одной руке виноградные лозы, а другою сажающий их в ямки.
В храмине сидит Ной, держа сосуд, и пьет вино из чашки. В другом отделении этой картины он же спит полуобнаженный, а два сына его, Сим и Иафет, держа на плечах своих покрывало, подходят к нему задом; за ними Хам смотрит на Ноя и указывает на него пальцем.
Рисуется крепость с высочайшею башнею. На ней одни люди с молотками и с иною сбруею кладут стену, а другие несут кирпичи, иные - воду, некоторые - раствор извести; прочие обжигают кирпичи. Над башнею сгустились облака и из них стремятся огненные языки и спускаются на каждого работающего (Быт., гл. 11).
Авраам стоит и смотрит вверх; над ним простерто небо; оттуда озаряет его луч, в котором читаются слова: "изыди от земли твоея и отрада твоего" (Быт., гл. 12, 1).
Авраам едет на коне: позади его Сара. Впереди виден укрепленный город. У ворот стоят люди и смотрят на них.
В чертоге царь Фараон спит на золотом одре. Над ним парит ангел и устрашает его мечом. А Сара в стороне молится.
В чертоге фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Авраам держит Сару за руку. А Фараон указывает ему на нее. В другом отделении этой же картины Авраам едет на коне; Сара позади его; а Лот и его домочадцы с овцами и другими животными идут за ними.
Воины преследуют воинов и царей, и поражают их. Среди них вооруженный Авраам держит Лота за руку, а позади видны кони, овцы и волы (Быт., гл. 14).
Праведный Мельхиседек в священнической одежде держит блюдо с тремя хлебами и сосуд с вином. Пред ним стоят вооруженный Авраам, Лот и воины, а за ними видны кони, овцы и волы.
В куще три ангела сидят за столом, на котором поставлены голова тельца в чаше, хлебы и другие блюда с яствами, сосуд с вином и кружка. С правой стороны ангелов Авраам несет накрытое блюдо, а с левой Сара подает на блюде печение из пшеничной муки (Быт., гл. 18).
Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад (Быт., гл. 19).
Авраам на горе держит отрока Исаака, связанного на дровах, и хочет заклать его ножом. Над ним ангел указывает ему на овна, запутавшегося рогами в кустарнике и говорит на хартии: "Аврааме, Аврааме, да не возложиши руки твоея на отрочища" (Быт. 22, 11-12). Под: горою два юноши держат оседланного осла.
В храмине Исаак, маститый старец, сидит на постели. Подле него стоит стол со снедями. Юный Иаков преклонил пред ним свои колена. А он одну руку держит на голове этого сына своего, а другою благословляет его, Исав же вверху на горах с луком и стрелами охотится (Быт. 23).
Иаков, у которого показалась борода, спит. Над ним лествица утверждена в небе и по ней восходят и нисходят ангелы Божии (Быт., гл. 23).
Иосиф юный, без бороды, спит. Над ним блестит солнце, луна и одиннадцать звезд; а пред ним видны двенадцать снопов, из коих один стоит прямо, а прочие, вокруг его, немного наклонены, и как бы поклоняются ему (Быт. 33).
Два брата извлекают юного, еще безбородого Иосифа из рва, держа его за руки. Вблизи стоят прочие братья его с овцами. А измаильтяне подле верблюдов на камне отсчитывают им деньги.
В чертоге жена сидит на постели и влечет к себе Иосифа за одеяние, а он оставляет его в руках ее и бежит (Быт., гл. 39).
В темнице пред Иосифом два человека стоят на коленах и как бы разговаривают с ним. Один на голове своей держит большую корзину со снедями, кои клюют налетающие птицы, другой же одною рукою держит чашку, а другою выжимает в нее сок из грозда (Быт., гл. 40).
В чертоге царь спит на золотом одре. Вне чертога видны горы и река. На берегу ее пасутся семь коров, тучные и рыжие, а другие семь коров, черные и тощие, выходят из реки. Тут же близко растут семь колосьев, хорошие и полные, и еще семь - негодные и пустые. В другом отделении картины тот же царь сидит на престоле и пред ним Иосиф говорит на хартии: "седмь крав добрых означают седмь лет благополучных" и пр.
Фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Иосиф сидит на золотой колеснице, которую везут два коня. Впереди один человек трубит, а позади идут воины с копьями и разные люди.
В чертоге Иосиф, молодой, сидит на престоле, как царь. Пред ним стоят на коленях десять братьев его. А внутри подле чертога видны кони и ослы, навьюченные мешками (Быт. 42).
В чертоге Иосиф целует своих братьев. А вне чертога те же братья стоят печальные подле вьючных животных; воины развязывают мешки, поверженные на землю, а один из них из мешка Вениаминова вынимает серебряную чашу (Быт. 45).
Подле укрепленного города видны воины на конях и вельможи, а пред ними конь с золотым седлом и золотой уздою; его держат два воина в золотой одежде. Впереди них спешившийся Иосиф целует отца своего Иакова, за которым стоят братья его, женщины с детьми на колесницах и вьючные животные.
Иаков сидит на постели. Пред ним стоят справа Манассия, а слева Ефрем. На головах их Иаков держит руки свои крестообразно, правую на Ефреме, а левую на Манассии. Иосиф стоит позади их и удивляется (Быт. 48).
Иаков сидит на постели, и простирая руки благословляет детей своих, которые стоят пред ним на коленах.
Среди гор течет река; у берега ее стоит корзинка; тут же царская дочь сидит на седалище; с правой и левой стороны ее две девицы держат покрывало сзади нее, а третья девица перед нею открывает корзинку и вынимает из нее младенца (Исх., гл. 2).
Моисей развязывает свои сандалии. Около него стоят овцы. Перед ним горит купина. Среди нее видна Богоматерь с младенцем, как бы под сводом. С одной стороны купины ангел смотрит на Моисея, а с другой тот же Моисей стоит простерши одну руку, и в другой держа жезл (Исх. 3).
Моисей стоит рядом с Аароном. Пред ним стоят иудеи и кланяются ему (Исх. 4).
В царском чертоге фараон сидит на престоле. Пред ним стоят Моисей и Аарон; а пред ними большой змий на земле пожирает других, малых змиев. Вблизи стоят волхвы в скуфьях, повязанных платками, и держат хартии. Вне чертога евреи, одни мешают глину с соломою, другие делают кирпичи, иные обжигают их. Некоторых из них бьют египтяне.
В храмине стоит трапеза и на ней видны испеченный агнец и большие опресноки. Вокруг нее Моисей, Аарон и другие евреи стоят, обутые в сандалии, и, держа посохи, едят пасху (Исх. 12).
На берегу моря ликуют женщины и множество евреев, мужей и жен с детьми на руках и на плечах, а Моисей жезлом ударяет по морю, в середине которого видны воины, одни по пояс, другие по горло, там конь, там колесница.
Вдали - горы, вблизи - большой родник воды. Моисей погружает в него дерево. Подле него стоят Ор и Аарон. Позади их - множество евреев. Некоторые из них пьют воду (Исх. 15).
Из горы текут 12 источников, а на ней самой растут 70 финичий. У вод видны Моисей и множество евреев.
Моисей на горе сидит на камне; по обе стороны его стоят Ор и Аарон, и поддерживают воздетые к небу руки его; а под горою Иисус Навин, молодой, преследует иноплеменников. Их убивают евреи.
На самой вершине высокой горы Моисей стоит на коленах и держит скрижали, а над ним много облаков, проникнутых светом, и трубящие ангелы. Пониже, на той же горе он сокрушает скрижали, а под горою евреи едят, пьют и пляшут вокруг высокого столпа, на котором стоит золотой телец (Исх. 20).
Поверх четырех золотых столпов натянута палатка, вытканная из золотистых ниток с изображением шестокрылатов (серафимов); под нею стоит позлащеный кивот, а выше его - золотая стамна, седмисвещный светильник и пять хлебов; над самым же кивотом видна Богоматерь, держащая Младенца у персей Своих. С одной стороны кивота Моисей держит жезл и скрижали, а с другой Аарон, в священном облачении и с митрою на голове, в одной руке держит золотую кадильницу, а в другой жезл свой прозябший; ниже кивота два сына его, Надав и Авиуд, в священнических ризах и с кадильницами лежат на земле мертвые. Вне палатки - много народа, жертвенник, и на нем сожигаемые овны и птицы (Левит 9).
Моисей, стоя, ударяет жезлом о камень, и из него течет вода. Дети черпают ее сосудами. Подле Моисея множество евреев, мужчин и женщин. Вверху камня надпись гласит: вода пререкания (Числ. 20).
Между двумя огражденными виноградниками Валаам едет на муле, и бьет его палкою; а мул, упав на колена, обратил к нему свою голову. Пред ним стоит архангел Михаил с обнаженным мечом; а вдали, среди двух гор, видны царские сановники на конях (Числ. 22).
Моисей с евреями поборает моавитян. А выше, на горе видны семь жертвенников, и на каждом их них телец и овен. Подле них стоит царь Валак с сановниками, а пред ним Валаам, смотря вниз на евреев, благословляет их, говоря (на хартии): "воссияет звезда от Иакова: возстанет человек от Израиля, и погубит князи моавитские" (Числ. 24).
Пророк Моисей на горе лежит мертвый. У ног его стоит диавол наклонившись, а у головы архангел. Он, простерши руки к диаволу, грозит ему мечом (Втор. 33; Иуд. ст. 9).
Двенадцать иереев, держа на раменах своих ковчег завета, стоят среди Иордана на суше. Позади их видна колесница, везомая двумя волами; их погоняет возница. Многочисленный народ с Иисусом Навином переходит чрез Иордан (Иис. Нав., гл. 3).
Чиноначальник Михаил в военных доспехах держит в руке обнаженный меч. Пред, ним преклонил колено Иисус Навин, начинающий седеть, и, смотря на него, развязывает ремни обуви своей (Иис. Нав. 5).
На ниве люди жнут пшеницу, и стоит жертвенник с огнем. А Михаил, держа в руке свой жезл, прикасается им к жертвеннику. Пред ним Гедеон на коленях простирает к нему руки свои. Подле него лежит серп (Суд. 6).
У гор среди гумна молится Гедеон. Пред ним распростерто руно; с неба сходит на оное роса. Тот же Гедеон, в стороне от гумна, выжимает из руна воду в сосуд.
Маное, плешивый старец, и жена его рядом стоят на коленах, воздев очи и руки к небу. Пред ними жертвенник и на нем сожигаемый козленок. А архангел в пламени возносится на небо (Суд. 13).
Сампсон стоит и ногою попирает льва, а руками разрывает пасть его, закинув ему голову (Суд. 14).
Горят стоги хлеба, виноградники, масличные деревья и нивы; среди них бегут лисицы с ввязанными в хвосты их горящими веревочками. А Сампсон держит одну лисицу и ввязывает в хвост ее такую веревочку.
Сампсон, держа в руках своих ослиную челюсть, поражает ею иноплеменников. Позади его лежат многие убитые им.
Крепость без ворот стоит растворенная. Сампсон, неся двери на своих плечах, восходит на гору.
Сампсон связан цепями. Филистимляне исторгают очи его. А блудная Далида стоит позади и смотрит на него.
В разрушенной храмине лежат мертвые люди. Среди них Сампсон, мертвый, держит в руках своих два потрясенные столпа.
В храме у жертвенника стоит отрок Самуил в стихаре с кадильницею. Пред ним первосвященник Илий благословляет его. А мать его Анна и отец Елкана смотрят на него (1 Царств 1).
В храме первосвященник Илий, маститый старец, спит. А отрок Самуил будит его, дотрагиваясь до него рукою, и говорит с ним. В другом отделении этой картины тот же Самуил сидит на постели и смотрит вверх. Над ним виден ангел, благословляющий его (Цар. 3).
Рисуется крепость и подле нее маститый первосвященник Илий, лежащий навзничь, после падения, вместе с седалищем. Голова его разбита. Пред ним стоит удивленный юноша. А вне крепости филистимляне гонят евреев, и держат на руках своих кивот завета. Подле него на земле лежат мертвые сыны Илия, Офни и Финеес, в священническом облачении (1 Цар. 4).
Две коровы везут колесницу, на которой стоит кивот завета. Позади его, вдали, иноплеменники смотрят на эту святыню. А впереди видны нивы, жнецы и иереи, встречающие кивот (1 Цар. 5).
Старец Самуил из рога льет елей на чело юного Давида, за которым стоят Иессей, отец его, старец, и семь братьев его разного возраста и удивляются (1 Цар. 16).
Царь Саул, старый, сидит на престоле. Руки его простерты к Давиду. Подле него стоят воины. А юный Давид держит кинниру и играет на ней пред царем [Киннира - вид Кифары, или лиры, с десятью струнами. Звуки извлекались из нее смычком (Евфимий Зигазин, писатель XI века)].
Давид, юный, без бороды, прицепив пращу к поясу и перевесив суму за плечо, в левой руке держит голову, а в правой меч. Пред ним иноплеменник Голиаф лежит на земле, вооруженный и обезглавленный. Вдали евреи гонят филистимлян, а еще далее девицы пляшут под звуки кифар и тимпанов.
Два вола везут колесницу, на которой стоит кивот, как золотой ящик. На нем видны два золотых херувима. А пред ним Давид в белой одежде бряцает в кинниру, сопровождаемый священниками, из которых одни держат тимпаны, другие кифары, иные трубы. У кивота на земле лежит Оза мертвый. Позади идет народ (2 Цар. 6) [Эта картина хорошо изображена в алтаре соборного храма Иверского монастыря на Афоне].
В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: "отьял Господь грех твой." Подле него ангел влагает меч свой в ножны (2 Цар. 12).
Среди гумна стоит ангел с мечом в простертой руке. Вокруг него видны нивы и многие умершие люди. На одном конце гумна стоит жертвенник, и на нем сгорают два вола, снопы пшеницы и обломки плуга. Пред жертвенником стоит на коленах Давид; лицо его обращено к ангелу. Позади жертвенника видны два воина. А между ангелом и Давидом стоит пророк Гад и, смотря на сего царя, указывает ему ангела. Близ них видна крепость Иерусалимская (2 Цар. 24).
Давид сидит на престоле. Пред ним стоит Соломон, а один иерей помазывает его елеем из рога. В другом отделении этой картины, Соломон сидит на златоубранном коне; позади него стоят священники и народ, играющий на разных инструментах, а впереди пророк Нафан (3 Цар. 1).
Рисуется великий храм с многими куполами. Его достраивают многие работники. Одни из них несут известь, а другие обтесывают дерева и камни. Близ них стоит Соломон с раскрытою книгой. Около него сановники и воины (3 Цар. 5, 6, 7).
В большом храме расставлены идолы и жертвенники. Им поклоняются женщины. Среди их стоит Соломон (3 Цар. 11).
В пещере сидит пророк Илия, приложив правую руку к щеке и склонившись на свое колено. Сверху пещеры смотрит на него ворон, держа хлеб в клюве (3 Цар. 17).
В доме одна женщина держит в руках своих два сосуда. Пред нею стоит Илия и благословляет их (3 Цар.).
Рисуется высокая горница и на плоской крыше ее - одр с сидящим на нем отроком. Илия держит его за руку и дышит в уста его. Позади одра стоит женщина (3 Цар.).
Вдали видны горы. Царь Ахаав, старый, сидит на златоубранном коне. Позади его воины, а впереди Илия разговаривает с ним.
Илия стоит перед жертвенником. Руки его воздеты к небу и он говорит на хартии: "Господи Боже, послушай мене днесь огнем". На жертвеннике возлежит телец. А с неба сходит огонь и попаляет жертву. Тут же множество мужей приникли челом к земле (3 Цар, 5).
В устье потока воины держат связанных жрецов Ваала. А Илия посекает их мечом.
Илия спит под большим кустом (Ре́тем). У головы его хлеб и кувшин с водою. Ангел рукою прикасается к голове его.
Люди засевают ниву. При них - 12 пар волов. Тут же Елиссей, прелонив колена, держится за милоть Илии. А сей пророк благословляет его стоя. - Вдали тот же Елиссей стоит пред жертвенниками, на которых сгорают волы и сломанные плуги.
Илия стоит на высокой горе и смотрит вниз. У подошвы ее лежат многие мертвые воины, попаленные огнем, сходящим с неба. Вдали другие воины на коленах умоляют пророка пощадить их (4 Царств 1).
Илия ударяет по Иордану своею милотию. Подле него стоит Елиссей. А издали на них смотрят пятьдесят учеников пророческих (4 Царств гл. 2).
В средине огненной колесницы с огненными конями Илия возносится к небу. Под ним стоит Елиссей и, смотря на него, одною рукой принимает милоть, спущенную Илиею, а в другой держит хартию со словами; "отче, отче, колесница Израилева и кони его!"
Елиссей в одной руке держит свитую милоть Илии и ударяет ею по Иордану, а в другой - хартию с словами: где есть Бог Илии, Απφώ? [Απφώ значит теперь, по толкованию Никиты Сеида, жившего при царе Алексие Комнине в 1116 году и издавшего свое сочинение под заглавием: Τής γραφής ή σΰνοψις τής θεοπνέυσου, παλαιάς όμοΰ καί καινής διοθήκης, πρός Μιχαήλ προέδρον τόν Γυρήν άυτη άυτοσχεδίως καί οίωλώς έκδοθείσα ("Обозрение боговдохновенных изображений, как Ветхаго так и Нового Завета...") Рук. in 4° magno не пергамине в библиотеке Афоно-Иверског монастыря]
Елиссей сыплет соль в поток и говорит на хартии, которую держит в руке: сице глаголет Господь: исцелих воды сия. Подле него стоят многие мужи. Некоторые из них пьют воду.
Близ высокого и густого леса два медведя пожирают многих детей. Некоторые их них влезают на деревья. А Елиссей стоит и смотрит на них грозно.
В храмине стоят глиняные кувшины; женщина вливает в них елей из малого чванца, а Елиссей стоит и благословляет их. Два юноши несут еще два кувшина (4 Цар. 4).
В верхней горнице дома на смертном одре лежит отрок; к нему склонился Елиссей лицом к лицу, и по рукам его простер свои руки. Вне горницы стоит мать отрока и плачет.
Нееман нагой моется в Иордане. На берегу стоят воины, кони и колесницы. У самой воды лежит одежда Неемана (4 Царств, гл. 5).
Елиссей стоит грозный и суровый и на хартии говорит: проказа Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему. Пред ним стоит Гиезий, прокаженный, в недоумении.
На вершине горы стоит крепость. У подошвы ее множество воинов: одни лежат на земле мертвые, другие падают с коней, иные бегут и с трепетом оглядываются назад. А на облаках стоит архангел в ярком свете, держа в деснице огненный меч (4 Цар., 14).
На непокрытой площадке дома меж горниц видны облака и яркий свет. Тут, посреди, на высоком престоле сидит Христос, как царь, благословляющий правою рукою, а левою держащий хартию со словами; кого послю, и кто пойдет к людем сим? Вокруг Его шестикрылатые серафимы взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. По правую сторону Его пророк Исаия, весь трепетный, говорит на хартии: о, окаянный аз, яко человек сый, и нечисты устне имый, и царя Господа Саваофа видех очима моима. А один из серафимов, держа в деснице своей клещи с горящим углем, подносит оный к устам его, а в шуйце держит хартию со словами: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя и очистит. На левой стороне тот же Исаия стоит пред Господом в страхе и говорит на хартии: се аз есмь, посли мя (Исаии гл. 6).
Пророк Исаия привязан к дереву. Два воина перепиливают его деревянною пилою. А напротив его царь Манассия сидит на престоле, окруженный многими евреями, идолами и жертвенниками.
Рисуется глубокий ров и в нем пророк Иеремия. У рва стоят евреи, ввергшие его туда.
Рисуется ров. На его краю стоят люди и веревкою тащат Иеремию из глубины. А Авимелех берет его за руку.
Рисуется разрушенная и горящая крепость. Вне ее многие воины держат связанных иудеев и царя их Седе
|