Студопедия — Комедия в четырех действиях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комедия в четырех действиях






 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, дочь его.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее — Горичи

Князь Тугоуховский и княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня‑бабушка, Графиня‑внучка — Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

Г. N.

Г. D.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

 

Действие в Москве в доме Фамусова.

 

ДЕЙСТВИЕ I

 

 

ЯВЛЕНИЕ 1

 

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брезжится.)

 

 

Лизанька

 

(вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать — отказ.

«Ждем друга». — Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!.. сказать им…

(Стучится к Софии.)

Господа,

Эй! Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша з а ночь.

Вы глухи? — Алексей Степаныч!

Сударыня!.. — И страх их не берет!

(Отходит от дверей.)

Ну, гость неприглашенный,

Быть может, батюшка войдет!

Прошу служить у барышни влюбленной!

(Опять к дверям.)

Да расходитесь. Утро. — Что‑с?

 

 

Голос Софии

 

Который час?

 

 

Лизанька

 

Всё в доме поднялось.

 

 

София

 

(из своей комнаты)

Который час?

 

 

Лизанька

 

Седьмой, осьмой, девятый.

 

 

София

 

(оттуда же)

Неправда.

 

 

Лизанька

 

(прочь от дверей)

Ах! амур проклятый!

И слышат, не хотят понять,

Ну чт о бы ставни им отнять?

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,

Заставлю их играть.

 

Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют.

 

ЯВЛЕНИЕ 2

 

Лиза и Фамусов.

 

 

Лиза

 

Ах! барин!

 

 

Фамусов

 

Барин, да.

(Останавливает часовую музыку)

Ведь экая шалунья ты, девчонка.

Не мог придумать я, что это за беда!

То флейта слышится, то будто фортопьяно;

Для Софьи слишком было б рано??.

 

 

Лиза

 

Нет, сударь, я… лишь невзначай…

 

 

Фамусов

 

Вот то‑то невзначай, за вами примечай;

Так, верно, с умыслом.

(Жмется к ней и заигрывает.)

Ой! зелье, баловница.

 

 

Лиза

 

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

 

 

Фамусов

 

Скромна, а ничего кром е

Проказ и ветру на уме.

 

 

Лиза

 

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

 

 

Фамусов

 

Почти.

 

 

Лиза

 

Ну, кто придет, куда мы с вами?

 

 

Фамусов

 

Кому сюда прийти?

Ведь Софья спит?

 

 

Лиза

 

Сейчас започивала.

 

 

Фамусов

 

Сейчас! А ночь?

 

 

Лиза

 

Ночь целую читала.

 

 

Фамусов

 

Вишь, прихоти какие завелись!

 

 

Лиза

 

Всё по‑французски, вслух, читает запершись.

 

 

Фамусов

 

Скажи‑ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок‑от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

 

 

Лиза

 

Что встанет, доложусь,

Извольте же идти, разбудите, боюсь.

 

 

Фамусов

 

Чего будить? Сама часы заводишь,

На весь квартал симфонию гремишь.

 

 

Лиза

 

(как можно громче)

Да полноте‑с!

 

 

Фамусов

 

(зажимает ей рот)

Помилуй, как кричишь.

С ума ты сходишь?

 

 

Лиза

 

Боюсь, чтобы не вышло из того…

 

 

Фамусов

 

Чего?

 

 

Лиза

 

Пора, суд а рь, вам знать, вы не ребенок;

У девушек сон утренний так тонок;

Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнешь:

Всё слышат…

 

 

Фамусов

 

Всё ты лжешь.

 

 

Голос Софии

 

Эй, Лиза!

 

 

Фамусов

 

(торопливо)

Тс!

(Крадется вон из комнаты на цыпочках.)

 

Лиза

 

(одна)

Ушел… Ах! от господ подалей;

У них бед ы себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

 

ЯВЛЕНИЕ 3

 

Лиза, София со свечкою, за ней Молчалин.

 

 

София

 

Что, Лиза, на тебя напало?

Шумишь…

 

 

Лиза

 

Конечно, вам расстаться тяжело?

До света запершись, и кажется всё мало?

 

 

София

 

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу.)

И свет и грусть. Как быстры ночи!

 

 

Лиза

 

Тужите, знай, со стороны нет мочи,

Сюда ваш батюшка зашел, я обмерла;

Вертелась перед ним, не помню что врала;

Ну что же стали вы? поклон, суд а рь, отвесьте.

Подите, сердце не на месте;

Смотрите на часы, взгляните‑ка в окно:

Валит народ по улицам давно;

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

 

 

София

 

Счастливые часов не наблюдают.

 

 

Лиза

 

Не наблюдайте, ваша власть;

А что в ответ за вас, конечно, мне попасть.

 

 

София

 

(Молчалину)

Идите; целый день еще потерпим скуку.

 

 

Лиза

 

Бог с вами‑с; прочь возьмите руку.

 

Разводит их, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 275. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия