Фамусов. Что говорит! и говорит, как пишет!
Что говорит! и говорит, как пишет!
В1. Укажите литературный род, к которому принадлежит пьеса Грибоедова. В2. Определите жанр пьесы «Горе от ума» В3. черты каково литературного направления сохраняются в пьесе Грибоедова благодаря наличию в ней «единства места» и «единства времени»? В4. Назовите термин, которым обозначают слова и грамматические формы разговорной речи, придающие речи Фамусова грубоватый, стилистически сниженный оттенок: «сурьёзный», «вдругорядь», «ну-тка» и т.д. В5. Каким термином обозначают краткие, ёмкие высказывания героев пьесы Грибоедова: «Свежо предание, а верится с трудом», «Упал он больно, встал здорово», «И говорит – как пишет»? В6. Как называется разговор двух (или более) героев между собой в художественном произведении? В7. В рассказе о нравах «века минувшего» Фамусов упоминает «покойного дядю – Максима Петровича». Как в драматургии называют персонажей, не появляющихся на сцене?
С1. Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы? С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает та же тема и в чём они созвучны с пьесой Грибоедова «Горе от ума»?
Ответы:
В1. драма В2. комедия В3. классицизм В4. просторечье В5. афоризмы (поговорки) В6. диалог В7. внесценические
Рекомендации к написанию части С1.
Приведенный фрагмент, взятый из второго действия пьесы, – лишь начало противостояния Чацкого и Фамусова. Позиция Чацкого здесь развернуто не представлена, но даже в одной реплике «Служить бы рад, прислуживаться тошно» заключено целое кредо героя. Говоря о Чацком, можно опереться именно на эту фразу. В рассуждении могут быть упомянуты такие черты героя, как честность, стремление развивать и поддерживать чувство собственного достоинства, высокое представление о служении. Не стоит забывать и об умении отточенно выражать свои мысли, что говорит об ораторском мастерстве. Фамусов – тоже оратор, но на свой манер. Он может живо представить характеры, эпоху, не чужд иронии. Возраст и опыт дали ему знание механизмов и пружин жизни общества - он уважает тех людей, кто умеет использовать такое знание в своих целях. Поэтому так важны для него авторитеты и образцы «века минувшего» - «века покорности и страха», по словам Чацкого. Раболепие Максима Петровича, которое превозносит Фамусов, не самоцель: это средство для достижения выгоды. А в этом деле, по мнению Павла Афанасьевича, недостойных средств быть не может. Раболепие это в истории, рассказанной Фамусовым, доставляет удовольствие Екатерине Второй – в этом смысле ее образ противоречит тому, что сказано у Пушкина в «Капитанской дочке» и у Державина в «Фелице». Человечная, справедливая, милостивая – и смеющаяся при виде неловкого падения на пол старика – это противоречие может стать основой для собственных интересных интерпретаций учащихся. Нужно только не забыть о границах этих интерпретаций: они задаются и жанром «Фелицы», и установкой Пушкина на изображение человеческого в историческом персонаже. Грибоедову же, возможно было важно подчеркнуть саму природу власти: она требует от подчиненных демонстрации своего положения и тем самым вновь и вновь себя утверждает. Поведение Екатерины у Грибоедова становится таким же знаковым и «срежиссированным», как и поведение Максима Петровича.
Вариант № 6.
София, Лиза, Молчалин.
София Молчалин! как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Зачем же ей играть, и так неосторожно? Скажите, что у вас с рукой? Не дать ли капель вам? не нужен ли покой? Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.
Молчалин Платком перевязал, не больно мне с тех пор.
Лиза Ударюсь об заклад, что вздор; И если б не к лицу, не нужно перевязки; А то не вздор, что вам не избежать огласки: На смех, того гляди, подымет Чацкий вас; И Скалозуб, как свой хохол закрутит, Расскажет обморок, прибавит сто прикрас; Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
София А кем из них я дорожу? Хочу - люблю, хочу - скажу. Молчалин! будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала, При них не смела я дохнуть, У вас спросить, на вас взглянуть.
|