Студопедия — Эстетические принципы гуманизма.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетические принципы гуманизма.






Эстетические принципы гуманизма.

Само понятие ренессансного гуманизма необходимо радикально отличать от современного термина “гуманизм”, под которым подразумевается уважение к самоценности, достоинству и правам отдельной человеческой личности. Если отождествить эти понятия, можно подумать, что ренессансный гуманизм создал новую антирелигиозную философию. Но известно, что в эпоху Возрождения первоначально гуманистами называли ученых и преподавателей, посвятивших себя не сугубо богословским вопросам и даже не наукам о природе, а “гуманитарным” наукам, изучающим человека, взятого в аспекте его духовной жизни. Таким образом, гуманисты были людьми, занимавшимися “гуманитарными штудиями”, а предметом их внимания стали грамматика, риторика, поэзия и поэтика, философия, этика. Гуманизм опирался на античные авторитеты и доводил до логического конца светские тенденции, существовавшие в средневековой культуре. Являясь стержнем культуры Ренессанса, он стремился не просто к возрождению греко-римского наследия, а к достижению глобального синтеза позитивных знаний, добытых античностью, и христианской веры.

 

Отношения церкви и гуманизма были неоднозначными и противоречивыми. С одной стороны, церковь не могла запретить гуманизм, поскольку он вполне соответствовал основам христианского вероучения, расставляя акценты и смещая их в сторону светских дисциплин. Запретить гуманизм – значит запретить Аристотеля и Платона, Вергилия и Овидия, поэзию и риторику, которые давно уже стали неотъемлемой частью западноевропейской культуры. С другой стороны, существовало явное напряжение между гуманизмом и схоластикой.

 

Ренессанс оказался грандиозной попыткой перенести на почву средневековой цивилизации всю совокупность культурных ценностей, порожденных иной, хотя отчасти и родственной цивилизацией, не просто усвоить и приспособить отдельные ее элементы, но прямо и непосредственно внедрить чужой духовный опыт в свой собственный. Античный культ мудрости и знаний естественным образом перерастал у гуманистов в культ человека как единственного и суверенного носителя этих знаний. Такова природа ренессансного антропоцентризма. Средневековому человеку в полной мере было присуще ощущение своей “самости”, внутренней целостности и собранности всякого “Я” в единой точке, и это отнюдь не отрицало представления об одинаковости человеческой природы и о бытийном равенстве отдельных индивидов. Антропоцентризм гуманистов представляет собой модификацию этой позиции и синтез ее с античной. В центре природного мира для них по-прежнему остается Бог. Он создатель мира. Венцом же его творения выступает человек, созданный по образу и подобию Божию и поставленный Богом владычествовать над всем природнымуниверсумом. Таким образом, можно говорить о христианском теологическом антропоцентризме, с которым гуманисты вовсе не порывали, а просто делали особый акцент на величии человека, способного возвыситься до своего создателя.

 

Будучи сопричастен Богу, человек превозносился гуманистами отнюдь не в качестве изолированной и самодовлеющей личности, а напротив, как представитель родовых возможностей всего человечества. Поворот, совершенный гуманистами Возрождения, заключался не в отрыве такой личности от сверхличных и общезначимых нравственных норм и законов, а в переносе внимания с идеи “обожания”, которое дается лишь по благодати, на идею “обожествление” человека (в смысле выделения “божественных” познавательно-этических и творческих возможностей человека по отношению к мирозданию).

 

Именно поэтому, горячо отстаивая представление о моральной активности и познавательной деятельности человека, о его свободе и “универсальности”, гуманисты “мерой вещей” сделали человека не в его природной данности, а в его специфически культурной ипостаси. Это и есть специфическая сущностная особенность ренессансного гуманизма.

 

Из всех элементов ренессансной культуры наибольших успехов достигли литература и изобразительное искусство – живопись и скульптура. Бокаччо, Петрарка, Аристо, Эразм Роттердамский, Рабле, Шекспир, Сервантес, Альберти, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Мазаччо, Перуджино, Джорджоне – такой блестящей плеяды писателей, художников, зодчих не знала до этого ни одна эпоха мирового искусства. В центре их произведений находится человек и иногда природа. При всей лаконичности и концентрации изображения на конкретном явлении эти мастера достигают широкого охвата действительности и умеют выявить существенные моменты своей эпохи.

 

 

В искусство теперь вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная сторона реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии. Учения о пропорции, перспективе и анатомии ставятся в центр внимания теоретиков и практиков искусства Возрождения. Это обращение к науке не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека. Из самих запросов художественной практики рождаются многочисленные трактаты о живописи, культуре и архитектуре, авторами которых являются Альберти, Пьерро делла Франческа, Гилберти, Лука Паччьоли, Леонардо да Винчи, Ваньоли, Палладио, Джованни Ломаццо и другие.

 

Одна из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения – самая тесная связь с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а теория предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Она возникла из запросов практики, поэтому и призвана была решать практические задачи.

 

Гуманисты не упрощали вопроса о взаимоотношении между теорией и практикой. Леонардо да Винчи сравнивал делового человека, не руководствующегося наукой, с кормчим, ступающим на корабль без компаса и руля. Практика, по его мнению, всегда должна опираться на “хорошую теорию”. В этом свете становятся понятными те требования, которые предъявляет Альберти к зодчим. Архитектор должен иметь не только высочайшее дарование, величайшее прилежание, но и глубокие знания, огромнейший опыт, а в особенности зрелое, неиспорченное суждение.

 

Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами и героическим пафосом. Не случайно в центре внимания гуманистов стоит проблема прекрасного и возвышенно-героического. Красота, гармония, пропорциональность, изящество – вот на чем сосредоточен их исследовательский энтузиазм, ибо в человеке, по их мнению, заложено неистребимое стремление к созерцанию красоты.

 

Леонардо да Винчи, например, в своем “Трактате о живописи” советует художникам как бы “подстерегать” красоту природы и человека, наблюдать их в те мгновения, когда она выявляется в них наиболее полно. Например, на лицах и мужчин, и женщин под вечер или в плохую погоду видна необыкновенная “прелесть и нежность”.

 

Альберти утверждает, что любой человек, даже самый грубый и неотесанный, восхищается прекрасными предметами и испытывает отвращение от безобразных. Следовательно, чувство красоты – природное качество человека, “врожденное душам знание”. Именно поэтому мы “отчетливее поймем чувством”, чем объясним словами понятие красоты. В то же время он ищет объективные основы прекрасного. Это не трансцендентная сущность, не абсолютная квинтэссенция Божества, а чувственно воспринимаемое качество вещей.

 

 

Альберти все же пытается объяснить словами, что такое красота. Он определяет это понятие через согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются. Причем части эти должны соответствовать строгому числу, правилам ограничения и размещения, которых требует гармония, т. е. абсолютное и первичное начало природы. Красота коренится в природе самих вещей. Поэтому, по Альберти, задача художника состоит в подражании природе – “лучшему мастеру форм”. Мир по своей сущности прекрасен, красота лежит в законах его развития. Искусство должно открыть эти объективные законы красоты ируководствоваться ими.

 

В соответствии с концепцией объективности прекрасного и объективности законов искусства гуманисты решают основной вопрос эстетики об отношении искусства к действительности. Главный тезис, который отстаивают эстетики Возрождения, – это положение о том, что искусство является отображением действительности. Поэтому они требуют от художников точного воспроизведения природы и человека.

 

В связи с таким пониманием сущности художественного творчества гуманисты особенно настойчиво подчеркивают познавательное значение искусства. Леонардо да Винчи сравнивает живопись с наукой, поскольку она “с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм”. Отличие живописи от науки заключается лишь в том, что она воспроизводит видимый мир, цвета и фигуры всех предметов, в то время как наука проникает “внутрь тел”, игнорируя “качество форм” и сосредоточиваясь на количественной характеристике явлений. От ученого, таким образом, ускользает красота творений природы, потому так необходимо искусство.

 

Художник подражает природе, но это вовсе не слепое подражание. Какого бы высокого мнения ни были гуманисты о человеке и природе, все же они несклонны первую попавшуюся натуру объявлять совершенством. Интерес к неповторимому своеобразию личности, ее естественной красоте сочетается у художников Ренессанса со стремлением отбросить “отклонения в ту или другую сторону” и взять за норму “среднюю величину”, ориентируясь на общее, типическое.

 

Эстетика Возрождения, прежде всего, эстетика идеала. Однако для гуманистов идеал представляет собой нечто такое, что не противоположно самой действительности. Они не сомневаются в реальности героического начала, в реальности прекрасного. Поэтому их стремление к идеализации ни в коей мере не противоречит принципам художественной правды. Ведь и сами представления гуманистов о безграничных возможностях гармонического развития человека не могли в то время считаться утопией.

 

Рассматривая проблему художественной правды, теоретики эпохи Возрождения стихийно наталкивались на диалектику общего и единичного применительно к художественному образу. Гуманисты ищут равновесия между идеалом и действительностью, правдой и фантастикой. В том же направлении они отправляются на поиски правильного взаимоотношения между индивидуальным и общим. В частности, вопрос диалектики художественного образа разрабатывает Альберти в трактате “О статуе”.

 

Диалектическая трактовка образа обусловлена тем, что сам процесс познания истолковывается гуманистами также диалектически. Гуманисты еще не противопоставляют чувства и разум. И хотя они поднимают знамя разума, последний не выступает у них в односторонней, схоластически рассудочной форме. Мир для них еще не утратил своеймногокрасочности, не превратился в абстрактную схему. Разум здесь выступает в форме комплексного, порой даже полуфантастического мышления, не лишенного при этом способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. Все это определило эстетику эпохи Возрождения.

 

В XVI в., в период расцвета Ренессанса, некоторые исследователи уже усматривают в его развитии стремление к “сжиманию”, к концентрации и локализации этого уникального явления. Данная тенденция приводит к тому, что позднее Возрождение становится, скорее, эпохой маньеризма (от итал. manierismo – вычурность, манерность, жеманность) – направления в художественной культуре Италии XVI в., отразившего кризис гуманистического искусства Возрождения. Программным принципом маньеризма было требование не следовать, а выражать внутреннюю идею художественного образа, рожденного в душе художника. В Западной Европе наблюдается укрепление тенденций субъективизации творчества, с одной стороны, и академическая канонизация приемов и достижений ренессансного искусства, с другой. Ренессанс, боровшийся со средневековым учением, сам канонизируется в академизмы, становясь ремесленным и бездушным. Субъективизация творчества и мироощущения вела к индивидуализму, к противопоставлению художника миру и, как следствие, к пессимистическому, трагическому мироотношению.

 

Теоретики эпохи Возрождения практически не поднимали эти проблемы, зато их ярко отразили в своем творчестве практики. Гуманизм в их творчестве потерял безоблачность и ощущение собственного всемогущества, но обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением. Характерно, что и Рабле, и Шекспир, и Сервантес оставались преданными выразителями принципов гуманизма, породившего их, хотя и наблюдали крушение его идеалов и отражали эти процессы в своих произведениях.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 696. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия