Студопедия — Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.






Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия:
Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.
Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи. Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию. Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк. Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды. Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание. Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов.Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав.
Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей.Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов;Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота), а земледельческих районах – «ушур» (одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».Среди шаруа также различались:консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;
егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.

61.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. вы можете отметить?
Материальная культура Казахстана XV-XVII в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды.Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально приспособлены к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась Ц.повозка - передвижное жилище.Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канатов. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.
В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик1' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".
Казахское оружие было разнообразным; Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар'У длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "буйда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частично купленные в городах Средней Азии, частично изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фителем и украшенные насечкой серебром или без насечки, с коротким стволом. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кеш". Порох, пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов, их пища, одежда были наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

62.Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
Культура Казахстана XV-XVII в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то, что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.
День нового года (Наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов- импровизаторов.
Погребальные обряды XV-XVII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "тенгри". У казахов существовала вера в загробную, жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня; оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов и знатных людей хоронили в Туркестане. В дальних районах на время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь ^наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.
Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичнорти явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три декады.
Господствующей формой религии казахов XV-XVII вв. является ислам, но в то же время кочевники по-прежнему выполняли обряды шаманизма, основанные на культе Тангри. В мировоззрении казахов XV- XVII в.в. солидное место занимали анимистические представления и культ сил природы, все объяснялось наличием борьбы дуальных начал - кие (добро) и кесир (зло). Каждое природное явление имело своих хозяев, предписывалось приносить им жертвоприношения и заклинания. Большое значение имел культ огня, как покровитель жилища и домашнего очага, чистоты помыслов и действий.
По свидетельству источников к XV-XVII в.в, относятся мавзолей Жанибека и Касыма в древнем некрополе г. Сарайчик, Так же известны мавзолей Есима и Джангира, настроенные внутри ограды мечети Ахмеда Ясави в Туркестане. Интересные архитектурные произведения появились в этот период на территории Мангышлака, Улытау, в низовьях р. Сырдарьи.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1273. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия