Взаимоотношения с богамиБожественный пантеон Асатру (Трота) воспринимается как совокупность одновременно внешних сил, составляющих окружение человека, и аспектов его собственной личности, сил его внутреннего мира. Гармоничное взаимодействие с божественными силами означает раскрытие соответствующих им аспектов личности во внутреннем мире и следование принципам, определяемым этими силами, в мире внешнем. В Асатру (Троте) понятие «веры в богов» специфично. Помимо веры в существование богов и их способность влиять на человеческую жизнь, слово «вера» подразумевает ещё и нечто вроде взаимного договора между богами и людьми, позволяющего людям гармонично сосуществовать с природой и себе подобными. Таким образом, понятия “вера” и “верность” в Асатру (Троте) практически идентичны. Причастность к этому договору поддерживается у верующих в экзотерическом смысле посредством всевозможных обрядов, которые могут быть направлены на укрепление связей с богами, осознание божественных законов бытия, снискание божественной поддержки решений и действий, вопрошение воли богов и т.п. Духовность же асатруа составляет соблюдение однажды избранных божественных принципов и идеалов. Среди последних - свобода, уравновешенная личной ответственностью, верность нравственным ценностям и примеру божества-покровителя, активная жизненная позиция. Духовный путь асатруа — это стремление к балансу между собственной и окружающей природой, под которой здесь понимается не только собственно живая и неживая природа, но и окружение человека вообще: люди, общественные нормы, условия жизни, деятельность и т. п. Баланс между внутренним миром и окружением человека означает реализацию своих желаний, устремлений и способностей на пути выполнения своего истинного долга. Обязательства, диктуемые долгом, могут быть не только взяты на себя добровольно, но и присущи человеку по факту своего рождения. Например, каждый мужчина по факту своего существования обязан оставить потомство — это долг перед родом, как, например, и долг защищать и умножать свою семью и собственность. Раскрыть свои способности, найти им полезное применение — долг перед человеческим обществом. Стать примером для потомков, оставив след в истории и судьбе мира вообще — долг, пожалуй, перед богами и Вселенной. В общем-то, можно поставить знак равенства между долгом и предназначением человека. Предназначение — то, для чего человек был рожден в этом мире. Исполнять свое предназначение — долг каждого из нас. Немногим дано знать свое предназначение, свою судьбу. Зато всем доступно ощущение«своего» дела, «своего» места, когда то, что ты должен делать, совпадает с тем, что ты хочешь. Это и есть тот самый баланс между собственной природой человека и его окружением. Боги в Асатру (Троте) требуют от человека не соблюдения четко определенных норм, но осознанного и ответственного поведения с осознанием во всякий момент личной прижизненной ответственности за свои поступки. Таким образом, человеку предоставляется полная свобода решений и действий, но она не означает вседозволенности: напротив, боги ждут от человека взвешенных решений, обдуманных поступков, предвиденных последствий и готовности самостоятельно отвечать за них. Судьба В троте существует понятие «орлёг» (örlög) со значением “рок, судьба”, а также “первозаконы”. С понятием судьбы также тесно связан образ норн – божественных существ женского пола, которые прядут “нити судьбы”, которые предопределяют судьбу и отмеряют доставшееся человеку наследие. Норны бывают разные по происхождению, от разных божественных родов (асов, альвов, двергов и т. п.). Норны могут быть “добрыми” и “злыми”, соответственно они дают людям “добрую” или “злую” судьбу.
Удача В отличие от судьбы, за которой стоит жесткий детерминизм, удача - величина непостоянная: человек с «доброй удачей» должен постоянно подтверждать свою репутацию удачливого поступками. Его удача распространяется на ближайшее окружение, он может ее «дарить» или передавать по наследству после своей смерти. Однако обнаружить свою удачу во всей ее полноте возможно при предельном физическом и моральном напряжении, а также в качестве особого знака благосклонности богов. В Традиции существует множество терминов и понятий со значением «удача», каждое из которых привносит свои оттенки смысла, но самым распространенным и обобщающим является «хамингья» (hamingja), одновременно означая и личную удачу, и ее персонификацию, духа-хранителя. Из-за «злых дел» (преступлений, предосудительных деяний) человек может утратить свою удачу, стать невезучим, что может означать его неприятие в обществе - «с кем поведешься, от того и наберешься». Можно сказать, что удача - это способность добиваться поставленных целей, находясь в такой гармонии с миром, кода сам естественный ход вещей становится не препятствием, но подспорьем в достижении намеченного. Удачливость, наряду с мудростью, является одним из ценнейших качеств человека, работа над совершенствованием которого не прекращается никогда.
|