Племена хунну на территории Казахстана. «Великое переселение народов».
Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи. Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой. 10 Исторические условия формирования и развития международной караванной торговли по Великому Шелковому пути Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии.Азиатский участок Шелкового пути, если по нему дигаться с запада на восток, шел из Шаша(Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.Из тараза на восток путь шел к Кулану, проходил через Суяб, через Иссык-Куль, Илийская долина, Каялык(столица карлукских джагбу), И Исфиджаба в Арсубаникет на Арыси, через Шавгар, Янгикент. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, алмазы и яшма слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки золота и серебра, меха и монеты и многое др. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. По Ш. пути распротранялись не только изделия, но и мода на художественные стили и, попадая на подготовленную почву в определённую этно-культурную среду, получали широкое распространение.Наряду с распространением товаров, научных и технических новшеств, образцов культуры в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по Шелковому пути по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода "эстрада" средневековья. Так, например, иранские, согдийские и тюркские актеры многое привнесли в хореографическую культуру Китая. При раскопках исторических памятников на протяжении всего Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения в области музыкальной и театральной культур разных народов. По Шелковому пути распространялись религиозные учения и идеи, различные миссионеры переносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось христианство, а затем и ислам. Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство несторианского толка. В 7-8 вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. 11. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описыались набеги тюрок на Китай. Раннее тюркское государство – Тюрксий каганат возникло в 552 году (552-603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Она занимала обширную территорию на востоке о Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге. Господствующим в Центральной Азии это государство стало при Кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такми как Иран, Византия, Китай. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его и в 603 году он разделился на 2 самостоятельных государства – Восточный и Западный каганаты.Ядром З-Т.к.(603-704)стали «10 племен»,самоназвание Он Ок эли –гос-во 10-и стрел,занимавшие земли усуней от гор Каратау дол Джунгарии. Западно-Тюркский каганат был государсвтом с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлью по Великому Шелковому пути. В VI – VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам городам средневековой Азии. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган – верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами гоударства, был распорядителем всех земель. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников- скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине, а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазитские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление из вне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение З – Т каганата потерпело поражение и управление каганом стало осуществлять через китайского ставленника.
|