Кластерный анализ в SPSS.
Аристотель (384 – 322 гг.. до н.э.) родился в г.Стагире (Македония). В возрасте 17 лет переезжает в Афины, где становится учеником Платона. В течение 20-ти лет развивал свое творчество в платоновской Академии. Затем, разойдясь в философских вопросах с Платоном, покидает Академию. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа II, становится наставником царского сына – Александра Македонского. После прихода Александра к власти Аристотель переехал в Афины и основал собственную школу - Ликей (335 г. до н.э.). Она просуществовала свыше 860 лет, то есть дольше, чем почти любой из современных университетов. Аристотель основал при Лицее библиотеку и первый естественно-исторический музей. После смерти Александра в 323 г. афиняне вспомнили о македонском прошлом Аристотеля. Он был вынужден покинуть город и через год умер в возрасте 62 лет. Аристотель был создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Он внёс существенный вклад во все существовавшие в его время области научного знания. Аристотель написал более 150 научных трудов. Собрал, классифицировал и издал труды Аристотеля его последователь Андроник Родосский.
Аристотель провёл классификацию наук, разделив их на три группы:
Метафизика Аристотеля. По определению Аристотеля, это наука о сущем, или о бытии как таковом, а так же поиск первых начал или высших причин бытия. Аристотель выделяет четыре первых причин бытия: 1. Материальная причина. 2. Формальная причина. 3. Движущая причина. 4. Целевая, или финальная, причина.
Материальная причина – ею выступает материя (гиле). По Аристотелю, материя аморфна и пассивна. Она представляет собой материал, необходимый для создания вещи. Т.о., материя, сама по себе, это лишь возможность стать чем-либо, т.е., материя выражает не актуальное, а потенциальное бытие.
Формальная причина - ею выступает форма (морфе). Форма является сущностью как бытия в целом, так и отдельных его элементов. Формы вечны и неизменны. Форма указывает на общую, родовую, сущностную принадлежность единичных вещей. Форма существует лишь в единстве с материей. Всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы, т.е., из чего-то состоит, и чем-то является по своей сути. По Аристотелю, истинное бытие – это природа, т.е., совокупность единичных вещей. Онтологическую позицию Аристотеля определяют как гилеморфизм (гиле – материя, морфе – форма). Материя и форма являются двумя достаточными причинами для объяснения бытия в его статичном состоянии. Однако, бытию присуща динамика, для объяснения которой Аристотель указывает ещё на две причины.
Движущая причина – ею выступает неподвижный перводвигатель всего сущего – Бог. По рассуждению Аристотеля, всё, что движется, движимо чем-то внешним по отношению к себе. Следовательно, должен существовать некий перводвигатель всего сущего, который, будучи первым, сам является неподвижным.
Целевая (финальная) причина – это та цель, в направлении которой движутся, развиваются вещи. Это то, ради чего что-либо осуществляется. По Аристотелю, мир, в своём устройстве и развитии, целесообразен. Учение о целесообразности устройства и развития мира называют телеология (от греческого - телос – цель).
Физика Аристотеля. К области физики Аристотель относит не только учение о телах (натурфилософию), но и учение о душе (психологию). Аристотель делит всю физическую реальность на две сферы – подлунный и надлунный миры. Содержание подлунного мира составляют четыре материальных элемента: - земля, - вода, - огонь, - воздух. Для подлунного мира характерно действие закона возникновения и уничтожения, т.е., все вещи этого мира обладают преходящей природой (некогда возникают, изменяются и гибнут). Содержание надлунного мира составляет пятый элемент – эфир. Для этого мира характерно лишь локальное движение – циркуляция, т.е. надлунный мир вечен и неизменен. Космос устроен геоцентрично. В его центре покоится неподвижная земля, вокруг которой, по правильным окружностям, обращаются планеты и Солнце. Всё это ограничено куполом неподвижных звёзд. Все физические тела Аристотель делит на две группы – живые и неживые. Первые, в отличие от последних, обладают началом, дающим жизнь – душой. Аристотель выделяет три вида души, которые отличаются друг от друга функционально: Вегетативная (растительная) душа - её функции: питание, рост и размножение. Сенситивная (чувственная) душа - её функции: ощущение, желание и движение. Интеллектуальная (разумная) душа - её функции: мышление, установление и выбор. В соответствии с приведённой психологией, Аристотель классифицирует живую природу, выделяя три типа существ: Растения – обладают лишь вегетативной душой. Животные – обладают вегетативной и сенситивной душой. Человек – обладает всеми тремя видами души.
Гносеология Аристотеля. Аристотель различал два типа познания: - диалектическое - аподиктическое Диалектическое – это познание на основе опыта. Это обыденное, житейское познание. Знания, полученные диалектическим путём, имеют лишь вероятностный характер. Аподиктическое – это научное, философское познание. Его цель – установление всеобщего и необходимого. Аристотель рассматривал познание как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его последовательность такова: ощущение, представление, опыт, усиление памятью, искусство, наука. Т.о., наука представляет собой вершину познания. Орудием научного познания Аристотель считал логику. Именно этот мыслитель заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Аристотель разработал учение о категориях, о дефиниции, о силлогизме. Свод логических трактатов Аристотеля получил название «Органон» (в переводе с греческого – орудие).
Этика Аристотеля.
Аристотель делит добродетели на две группы: дианоэтические и этические. Дианоэтические добродетели – заключаются в созерцательной деятельности разума. Эта деятельность будет тем более эффективной, чем в большей степени разум освобождён, очищен от чувственных воздействий. Эти добродетели выражаются в мудрости и формируются, преимущественно, путём обучения. Этические добродетели – относятся к характеру человека, и представляют собой результат привычки, вырабатывающейся при разумном регулировании своей деятельности. Всякий добродетельный поступок представляет собой «золотую середину» между двумя крайностями - избытком и недостатком (так, например щедрость – середина между расточительностью и скупостью; мужество – середина между безрассудством и трусостью; и т.д.). Сущностью нравственности Аристотель полагал умеренность, уклонение от крайностей, а основанием морали – определённую разумом меру.
Политика Аристотеля.
Аристотель определяет человека как политическое (общественное) животное, т.е., жизнь в обществе, в государстве – это естественное, сущностное состояние человека. Государство Аристотель определяет как политическое сообщество людей, которые объединились для достижения определённого блага. В государстве Аристотель различал три группы граждан – очень богатые, крайне бедные и средний класс. Для успешного течения государственных дел особо важны средние слои граждан. В их численном увеличении Аристотель усматривал условие стабильности государства. Аристотель классифицировал формы государственного правления, выделив три правильные, положительные формы правления и три отрицательные, неправильные (причём, последние являются деформацией первых).
Под «демократией» Аристотель понимал такой образ правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих. Демократия ложно понимает свободу, отождествляя её со всеобщим равенством, не учитывая при этом, что если все равны в свободе, то это ещё не значит, что они равны и во всём прочем.
Кластерный анализ в SPSS. Задание 1. Выполним кластерный анализ для примера из предыдущего занятия в SPSS Пример. Провести классификацию шести производственных объектов, каждый из которых характеризуется двумя признаками: x1 — объем выпускаемой продукции; х2 — среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Выполнение: 1. Занесите данные таблицы в окно редактора SPSS. 2. Выберите в меню Анализ – Классификация – Иерархический кластер … Откроется диалоговое окно Иерархический Анализ Кластера (см. рис. 1). (рис. 1) Перенесите переменные х1 и х2 согласно рисунку 2 (рис. 2)
3. Щелкните на кнопке Метод…,и выберите метод согласно рисунку 3, затем нажмите кнопку Продолж. (рис. 3)
4. Щелкните на кнопке Визуализ… и установите флажки согласно рисунку 4, затем нажмите кнопку Продолж.
(рис. 4) 5. Запустите на выполнение Кластерный анализ нажатие кнопки ОК. 6. В результате получим таблицу поэтапного объединения объектов в кластеры методом «ближайшего соседа» и графическое изображение объединения кластеров – дендрограмму
Метод единичных связей
Дендрограмма
C A S E 0 5 10 15 20 25 Label Num +---------+---------+---------+---------+---------+
4 òø 5 òôòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòø 6 ò÷ ó 1 òòòòòûòø ó 2 òòòòò÷ ùòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòòò÷ 3 òòòòòòò÷ 7. Самостоятельно выполнить Кластерный анализ для данного примера методом «Самого дальнего соседа»
И методом «Соединение между группами»
|