Тема 6.1. Устройство видеокаpты
Итак, давайте разберемся из каких физических компонентов состоит видеоплата.
Видеоплата оперирует некоторыми объемами данных. Насколько эти объемы велики? Давайте прикинем. Пусть на экране у Вам типичные 800х600 точек, т.е. 480 000 точек. Сколько байт нужно для отображения каждой точки? Это зависит от количества цветов, которыми Вы хотите пользоваться. Если Вас устроит, чтобы каждая точка могла иметь всего два цвета, положим черный и белый, то вам соответственно необходимо на точку один бит информации. Тогда, положим ноль соответствует черному цвету, единица - белому. Но достаточно ли Вам двух цветов на экране. Разумеется, нет! А чем больше цветов, тем больше бит необходимо хранить для каждой точки. Положим, Вы дадите 1 байт (т.е. 8 бит) на информацию о цвете каждой точки. Сколько тогда будет РАЗНЫХ цветов возможно на экране? Столько же, сколько РАЗНЫХ значений может принимать 8-битное число, т.е. 256. Если Вам нужно более, чем 256 цветов, то одного байта на информацию о цвете точки мало. Минимальным количеством цветов, приемлемым для обычной работы за компьютером сегодня считается 65 536 цветов, для передачи информации о которых нужно 2 байта (16 бит) на каждую точку на экране. Такой цвет принято называть 16-битным. Если нужно больше цветов, то применяют 24-битный цвет (3 байта), количество цветов на экране соответственно 2 в степени 24 = примерно 16 млн. Иногда применяют и 32-битный цвет - 4 байта на точку. Теперь мы можем посчитать, какое количество информации в один момент времени храниться в видеоплате. Пусть на экране 480 000 точек (разрешение экрана 800х600), НА КАЖДУЮ ИЗ НИХ нужно какое то количество бит для передачи информации о цвете (хотя бы 2 байта), следовательно необходимый объем памяти, для хранения информации о том, что отображено на экране - примерно 1 Мбайт! (немало) в режиме 800х600х16 бит. А если разрешение экрана 1600х1200 точек и вы хотите 32-битный цвет, то информация об одном кадре будет занимать в памяти около 7.5
Мы пока что говорили о том, где хранится информация для вывода на экран, где происходит преобразование в аналоговый сигнал, который передается непосредственно на монитор, но еще ничего не говорили о том, кто обрабатывает соответствующую графическую информацию. На видеоплате расположен чип, выполняющий функции видеопроцессора: он производит все необходимые вычисления, он обрабатывает все цифровые данные, связанные с выводом информации на экран. Естественно предположить, что от производительности видеопроцессора (в дальнейшем мы будем говорить: видеочипа) во многом зависит производительность видеоплаты. Кроме того производительность видеоплаты зависит и от производительности видеопамяти, (по аналогии с оперативной): сколь бы ни был быстр процессор, если ему медленно поставляют данные, его эффективная производительность падает. Наконец, на видеоплате присутствует видео BIOS: постоянная память, в которую записаны экранные шрифты, служебные таблицы и т.п. ПЗУ не используется видеоконтроллером напрямую - к нему обращается только центральный процессор, и в результате выполнения им программ из ПЗУ происходят обращения к видеоконтроллеру и видеопамяти. ПЗУ необходимо только для первоначального запуска адаптера и работы в режиме MS DOS; операционные системы с графическим интерфейсом - Windows или OS/2 - не используют ПЗУ для управления адаптером - они работают через драйвера. Кроме того на видеоплате обычно размещаются один или несколько разъемов для внутреннего соединения; один из них носит название Feature Connector и служит для предоставления внешним устройствам доступа к видеопамяти и изображению. К этому разъему может подключаться телеприемник, аппаратный декодер MPEG, устройство ввода изображения и т.п. Hа некоторых платах предусмотрены отдельные разъемы для подобных устройств.
|