Культура. Пилипенок Владимир Войтихович, 1937 года рождения на протяжении 10 лет испытывает боли в пояснице, связанные с физической нагрузкой
Пилипенок Владимир Войтихович, 1937 года рождения на протяжении 10 лет испытывает боли в пояснице, связанные с физической нагрузкой. 22 февраля почувствовал резкую интенсивную боль в пояснице, иррадиирующую в левую ногу, спровоцированную наклоном туловища вперед.01.03. Больной был направлен на дальнейшее лечение в ВОКБ, где на основании жалоб, анамнеза, неврологического и инструментального исследований был выставлен диагноз: Вертеброгенная люмбалгия L3-L5. Длительно выраженный болевой синдром умеренной интенсивности.
По поводу данной патологии проводится лечение, на фоне которого наметилась положительная динамика: интенсивность болей уменьшилась, появилась возможность свободно передвигаться. Планируется продолжить проводимое лечение в условиях стационара далее.
Б. Малиновский Культура Люди различаются между собой по двум основаниям: внешнему облику и социальному опыту, или уровню культуры. Физическая антропология, пользующаяся сложным аппаратом определений, описаний, терминов и несколько более точными по сравнению со здравым смыслом и спонтанным наблюдением методами, описала различные линии развития человека, зависящие от строения и физиологических свойств его тела. Однако люди отличаются друг от друга еще и по другому основанию. Чистокровный негритенок, вывезенный во Францию, вырастет абсолютно непохожим на того человека, каким он стал бы, воспитываясь в родных джунглях. Он унаследует иной социальный опыт: другой язык, другие привычки, идеи, убеждения; он окажется включенным в иную социальную и культурную среду. Ключевым понятием культурной антропологии, представляющей собой еще одну из отраслей сравнительного исследования человека, является социальный опыт. Современная антропология и социальные науки обычно называют его культурой. Иногда термин «культура» используется как синоним цивилизации, однако эти понятия следует различать, считая цивилизацию специфическим признаком наиболее развитых культур. Культура включает в себя передаваемые из поколения в поколение артефакты, предметы, технические процессы, идеи, привычки и ценности. Сущность социальных культур можно познать лишь при условии их рассмотрения в контексте культуры; при таком подходе отдельные направления, изучающие человеческую деятельность, объединения людей, идеи и убеждения, встретятся и оплодотворят друг друга в ходе сравнительного культурологического исследования. Чтобы выжить, человек должен постоянно перестраивать среду обитания. Везде, где он контактирует с внешним миром, создается искусственная, вторичная среда. Человек строит дома и укрытия, более или менее тщательно готовит пишу, добываемую при помощи оружия и орудий труда; прокладывает дороги и пользуется транспортом. Если бы человек рассчитывал только на свои физические возможности, то немедленно был бы уничтожен или погиб бы от голода и холода. Даже в самых примитивных человеческих сообществах защита, питание, передвижение в пространстве, физиологические и духовные потребности удовлетворяются опосредованно при помощи артефактов. Природного человека, Naturmensh, не существует. Материальная продукция человека - артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа - составляют наиболее осязаемую и зримую часть культуры. Они определяют ее уровень и производительность. Однако материальная оснащенность культуры не имеет самостоятельного значения. Для создания и использования артефактов, орудий труда, оружия и других достижений необходимо знание, неразрывно связанное с духовной и нравственной дисциплиной, источниками которой являются религия, законы и этические нормы. Обладание и пользование вещами требует понимания их ценности. Применение орудий труда и процесс потребления товаров требует сотрудничества. Совместная работа и совместное использование ее результатов зависят от общественного уклада. Таким образом, материальную культуру следует дополнить более сложным и трудным для описания и анализа конгломератом, включающим знание, систему моральных, духовных и экономических ценностей, общественный уклад и язык. С другой стороны, материальная культура необходима для формирования, или обуславливания, новых поколений людей. Вторичная среда обитания, являющаяся частью материальной культуры, представляет собой лабораторию по формированию рефлексов, импульсов и эмоциональных устремлений человека. Благодаря орудиям труда руки, ноги, глаза приобретают способность к осуществлению необходимых в данной культуре технических навыков. Нервные процессы видоизменяются таким образом, чтобы обеспечивать существование представлений, эмоций и чувств, лежащих в основе распространенных в обществе науки, религии и морали. Культура представляет собой высокоорганизованную структуру, подразделяющуюся на две фундаментальные составляющие -совокупность артефактов и систему обычаев, а также, что совершенно очевидно, на более мелкие подструктуры или единицы. Анализ составляющих культуру элементов, их связей друг с другом и с человеческими потребностями, со средой, а также с повсеместно признанными целями человечества, достижение которых они обеспечивают, являются важнейшей задачей антропологии. Культура состоит из множества предметов потребления и инструментов, а также из обычаев, телесных и душевных привычек, которые прямо или косвенно служат удовлетворению человеческих потребностей. Если такое представление правильно, то все элементы культуры должны функционально, активно и эффективно действовать. Динамический характер элементов культуры и их связей заставляет предположить, что наиболее важной задачей антропологии является изучение функций культуры. В первую очередь функциональную антропологию интересуют функции институтов, обычаев, инструментов и идей. Это значит, что культурный процесс подчиняется определенным закономерностям, которые следует искать в функциях существующих элементов культуры. Рассмотрение свойств культуры в отрыве и изоляции друг от друга считается бесплодным, поскольку значение культуры состоит в связи между ее элементами, а существование случайных культурных комплексов не признается. Культура влечет за собой глубокие изменения в личности человека; помимо всего прочего, она заставляет людей в определенной степени отказываться от себялюбия и своекорыстия. Это происходит потому, что человеческие отношения основываются не только и не столько на внешнем принуждении. Люди могут работать сообща и друг для друга только благодаря нравственным силам, возникающим на основе личной привязанности и преданности. Изначально они формируются в семье, в процессе отношений с родителями и родственниками, однако впоследствии неизбежно развиваются и обогащаются. Любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь между мужем и женой, между братьями и сестрами служит прототипом и одновременно ядром преданности клану, добрососедских чувств, родового гражданства. И в первобытном и в цивилизованном обществе сотрудничество и взаимопомощь базируются на неизменных чувствах. Религия самым существенным, хотя и непрямым образом связана с фундаментальными, т.е. биологическими потребностями человека. Подобно магии, она является порождением проклятия предвидения и воображения, павшего на человека с тех пор, как он шагнул за пределы своей грубой животной натуры. С ней связаны значительно более серьезные вопросы, касающиеся личностной и социальной интеграции, по сравнению с вопросами, встающими в связи с практической реализацией рискованных действий и опасных начинаний. Множество опасений, предчувствий и проблем, касающихся судьбы человечества и места человека во вселенной, возникает, как только человек начинает действовать заодно не только со своими согражданами, но и с прошлыми и будущими поколениями. Религия возникла не из размышлений или рефлексии и, тем более, не из иллюзий или непонимания, а является порождением реальных трагедий человеческой жизни, конфликта между планами и реальностью. Каждый переломный момент человеческой жизни приводит к сильному эмоциональному сдвигу, психическому конфликту и возможности личностной дезинтеграции. Смысл веры в благоприятный исход состоит в борьбе с опасениями и дурными предчувствиями. Сущность религиозной веры состоит в традиционной стандартизации позитивной стороны психического конфликта, благодаря чему удовлетворяется определенная индивидуальная потребность, вырастающая из психологических производных структур общества. С другой стороны, религиозные убеждения и обряды, делая решающие для человека поступки и социальные договоры публичными, традиционно стандартизованными и подчиненными сверхъестественным санкциям, укрепляют сплачивающие людей узы. Этика религии определяет жизнь и поведение людей и становится одним из наиболее могущественных средств социального контроля. При помощи своих догматов она наделяет людей мошной сплачивающей силой. Потребность культуры в религии явно вторична и опосредована другими потребностями, однако, в конечном счете, зависит от средств, при помощи которых в данной культуре удовлетворяются первичные человеческие потребности. Искусство является, по-видимому, наиболее своеобразным и одновременно самым интернациональным, даже межрасовым, видом культурной деятельности. Музыка, без сомнения, представляет собой наиболее чистый вид искусства, лишенный примеси внешних интеллектуальных или технических влияний. Будь то австралийское корробори с его монотонным, но проникновенным пением, симфония Бетховена, песни, под которые танцуют индейцы или пение меланезийских моряков, искусство говорит само за себя, не прибегая к интеллектуальным символам и условностям, взывая лишь к непосредственной реакции на звукосочетания и ритм. В танце ритмический эффект достигается посредством телодвижений, прежде всего рук и ног, осуществляемых в сочетании с вокальной или инструментальной музыкой. В декоративном искусстве используются украшение тела, различные цвета и формы в одежде, рисование или вырезание предметов, символическая живопись или рисунки. Пластическое искусство, скульптура и архитектура, дерево, камень или сложные материалы облекаются в определенную форму, соответствующую определенному эстетическому критерию. Несмотря на то, что поэзия, использование языка для создания эстетического эффекта и драматическое искусство исключительно разнообразны по форме, они обязательно присутствуют в каждой культуре. Все проявления искусства воздействуют на человека, как правило, непосредственным чувственным образом. Говоря языком физиологии, тембр голоса, вибрирующие струны и мембраны, ритмические шумы, человеческая речь, цвет, линия, форма, движения тела представляют собой ощущения и чувственные образы. Они, так же как и их комбинации, создают особое эмоциональное притяжение, являющееся первоосновой (materia prima) искусства и сущностью эстетической привлекательности. Императив искусства представляет собой первичную потребность человека, а важнейшей функцией искусства является удовлетворение страстной потребности человеческого организма в комбинациях сложных чувственных образов. Искусство связывается с другими видами культурной деятельности и приобретает ряд вторичных функций. Оно играет важную роль в процессе возникновения ремесел и экономических ценностей. Искусство и знание находятся в тесном родстве друг с другом. В натуралистическом изобразительном искусстве всегда присутствует точное наблюдение и стремление к изучению окружающей среды. Символизм искусства и научные диаграммы порой тесно связаны друг с другом. Современные критики, как правило, рассматривают произведение искусства как оригинальное послание творческой личности к публике, как выражение эмоционального или интеллектуального состояния, передаваемого посредством искусства от одного человека к другому. Такое представление имеет смысл только в том случае, если при этом не забывается значение целостного культурного контекста и традиций искусства. Подобно многим артефактам, или продуктам человеческой деятельности, произведения искусства становятся частью общества, и их развитие, так же как и их функцию, можно понять, лишь изучая их в социальном контексте. Таким образом, культура по существу представляет собой инструментальную реальность, удовлетворяющую потребности человека способами, далеко выходящими за пределы непосредственной адаптации к среде. Культура наделяет человека средствами, расширяющими возможности его тела, надежной броней защит и предохранительных устройств, способами повышения оперативности и скорости в тех ситуациях, где этого нельзя добиться при помощи непосредственных физических способностей. Культура, совместное творение людей, расширяет возможности отдельного человека и повышает производительность его деятельности; она придает мышлению такую глубину, а кругозору такую широту, какие немыслимы у животных. Источником этого является кумулятивный характер индивидуальных достижений, а также эффективность совместной работы людей. Таким образом, культура превращает индивидов в организованные группы и наделяет их способностью к практически бесконечному существованию. Однако человек не является стадным животным в том смысле, что его согласующиеся с другими людьми действия не осуществляются только на основе физиологических и врожденных способностей и не реализуются в той же форме, что и действия животных других видов. Поскольку организация и согласованное поведение людей являются результатом преемственности традиций, возникает предположение, что каждой культуре свойственна особая форма. Культура существенно изменяет внутренние возможности человека, при этом не только дарует ему счастье, но и накладывает на него определенные обязательства, требует принесения в жертву общему благу множества личных свобод. Отдельный человек должен подчиняться порядку и закону; он должен знать традиции и следовать им; он должен особым образом изгибать свой язык, чтобы приспособить гортань к произнесению разнообразных звуков; он должен приспосабливать свою нервную систему к разнообразным обычаям. Он работает, создает нужные людям предметы и, в свою очередь, зависит от чужого труда. Наконец, его способность к накоплению и использованию опыта для предсказания будущего открывает новые перспективы и создает проблемы, которые могут быть разрешены внутри систем знания, искусства, магических и религиозных убеждений. Несмотря на то, что культура возникла на основе удовлетворения биологических потребностей, сама ее сущность превращает человека в нечто совершенно отличное от животного. Ни одну из своих потребностей человек не удовлетворяет только как животное. Человеческие потребности - это потребности существа, изготовляющего и использующего орудия труда, общающегося и рассуждающего члена группы, хранителя традиций, трудовой единицы кооперативного сообщества людей, того, кого преследует или манит прошлое, кого грядущие события наполняют надеждой или тревогой, и, наконец, того, кто, благодаря разделению труда и накоплению запасов на будущее, обрел свободное время и возможность наслаждаться цветом, формой и музыкой.
' Malinowski В. Culture // Selections from encyclopedia of the social sciences. - N.Y., 1979.-P.621-645.
|