Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
|
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.
|
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
|
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
|
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.
|
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
|
Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
|
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.
|
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ:
Сначала кант некритически сочетал идеи Лейбница и Вольфа, затем сочетал естественнонаучный материализм с вольфианской метафизикой,проявлял интерес к вопросам космологиии и космогонии,написал работы об изменении вращения Земли вокруг своей оси, «Всеобщую естественную историю и теорию неба» на основе механики Ньютона,но роль божественного вмешательства у Канта меньше,чем в натурфилософии Ньютона.
Кант отрицал возможность абсолютного покоя и стремился доказать всеобщий круговорот материи во Вселенной.Конец миров он рассматривал как начало новых. Его космогоническая гипотеза носит деистический характер.
Кант апеллировал к Богу как к создателю материи и законов ее движения.В 1763 г. написал«Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».
У Канта обнаруживаются агностические мотивы: естественные причины не могут объяснить происхождение живой природы,т. к. механика не объяснит возникновения даже одной гусеницы.
У Канта обнаруживается тенденция отрыва сознания от бытия, достигшая в 70-х гг. апогея.Например, настаивает,что реальные отношения,отрицания и основания«совсем иного рода», чем логические.Он прав, подчеркивая,что предикат вещи и предикат мысли об этой вещи – не одно и то же. Следует различать реальное и логически возможное. Но тенденция более все более глубокого различения между двумя видами основания повела Канта в сторону Юма.Он приходит к противопоставлению логических связей казуальным.
В «докритическом»творчестве была также борьба против крайнего спиритуализма(«Грезы духовидца,поясненных грезами метафизики»(1766)), где подрывает все надежды на познание сущности психических явлений.
Т. о., в этот период начали складываться те положения,которые легли в основу «критического»учения Канта.
Переход к критическому периоду обычно датируют 1770 г.,когда Кант защитил диссертацию«О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Он разочаровался в рационализме Вольфа, эмпиризме Локка и Гольбаха,на него произвел впечатление Лейбниц. Надежды лидеров Просвещения на скорое познание тайн природы кажутся ему наивными, но отказ от научного познания – еще более вредным.
Кант формулирует двойную задачу:«ограничить знание, чтобы освободить место вере».Тут намечается«средний путь между догматизмом…и скептицизмом»,примирение идеализма с материализмом на онтологической почве.
Свою философию Кант называл критическим идеализмом или же идеализмом трансцендентальным.Он расчлени способности человеческой души на способность познания, чувство удовольствия и неудовольствия и желания. Для первой характерна деятельность рассудка, для второй – суждения,третья направляет разум через поиски окончательных целей к достижению нравственности и свободы. Кант отвергает теоретические доказательства необходимости метафизики,формулируя задачу критической метафизики.
В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос: Что я могу знать? А заем еще три:Что я должен делать? На что я могу надеяться?Что такое человек и чем он может сам стать?