К этнической истории бассейна Нижнего Дона иПриазовья
…Следует иметь в виду, что сами эти источники (античные) очень неточны и часто противоречивы. Все же сопоставление свидетельств античных авторов и археологических памятников позволяет приблизительно наметить общую картину этнической истории бассейна Нижнего Дона и Приазовья. Наиболее ранние сведения по этнографии интересующего нас района содержатся у Геродота, который несколько раз повторяет, что река Танаис разделяет владение царских скифов и уже нескифского народа - савроматов. В приводимой им легенде о происхождении савроматов от скифских юношей и амазонок и об удалении этих прародителей савроматов с правого берега Танаиса на левый, может быть, следует усматривать какие-то представления, с одной стороны, о родстве скифов и савроматов, а с другой — о борьбе между ними. Рассказывая о происхождении савроматов, Геродот помещает их на расстоянии трех дней пути от Танаиса к востоку и на таком же расстоянии от Меотиды к северу. Если принять эту версию, то начало кочевий савроматов придется поместигь довольно далеко от устья Дона, где-то в бассейне Северского Донца между Константиновской и Белой Калитвой («З дня пути» Геродота превышает расстояние в 100 км). Но такая локализация противоречит и археологическим данным, и свидетельствам того же Геродота о Танаисе как о пограничной реке. Таким образом, судя по сведениям Геродота, оба берега Танаиса в его нижнем течении были заняты очень близкими друг к другу по происхождению и культуре группами кочевников: западный берег — скифами, восточный — савроматами. Правда и для тех, и для других этот район был основной территорией их кочевий: центр Скифии лежал значительно западнее, в Поднепровье, а основная территория савроматов располагалась восточнее, в междуречье Дона и Волги. Вероятно, во времена Геродота границы между кочевьями скифов и савроматов не были определенны и стабильны. Об этом позволяет думать замечание «отца истории» о том, что владения скифов простираются ныне «частично» до реки Танаис, основная же территория их оканчивается на Северном берегу Меотиды. Тем не менее между скифами и савроматами в это время существовали, видимо, дружественные и союзные отношения, что ясно из рассказа Геродота о походе Дария в Скифию. В дальнейшем в этом районе происходят значительные изменения. Уже псевдо-Гиппократ — автор, почти современный Геродоту, сообщает: «В Европе есть скифский народ, который живет вокруг озера Меотиды, отличный от всех других народов, называется он савромагы». Это первое свидетельство того, что савроматы переправились через Дон и заняли земли «в Европе», по северному побережью Азовского моря. Правда, в пернпле псевдо-Скилака еще во второй половине IV в до н.э. савроматы помещены в Азии к востоку от Танаиса. Но в том же перипле между скифами и рекой Танаисом упоминаются сирматы, которых знает также Еврокс и которых позднее стали отождествлять с савроматами. Подавляющее большинство современных исследователей считает сирматов одной из групп сарматских племен. Ф. Смирнов отождествляет их с савроматами, хотя, строго говоря, псевдо-Скилак различает сирматов в Европе и савроматов в Азии. Видимо, уже в конце V и в IV в до и. э. группы савромато-сарматских кочевых племен потеснили восточных скифов и овладели правым берегом Танаиса и северным побережьем Меотиды. Таким образом, по данным античной традиции, нижнее течение Дона и прилегающее побережье Меотиды уже с IV в. прочно входят в область савромато-сарматских кочевий. Савромато-сарматский этнический массив в районе дельты Дона соприкасался с племенами другой группы - с меотами. Уже Геродот упоминает, что река Таиаис течет через землю меотов. Видимо, под меотами он понимал не определенное племя, а всех живущих в районе Меотиды. Более конкретно говорит о меотах современник Геродота Гелланик из Митилены, помещающий их к северу от синдов, т. е. от нижнего течения реки Кубань. Но он называет их меотами-скифами; в этом названии отразилось смешение меотов со скифами, допускаемое многими древними авторами даже в более позднее время. Вполне определенно локализуются меоты в перипле псевдо-Скилака, но автор перипла помещает непосредственно у Танаиса, на азиатском его берегу, савроматов, а южнее, между савроматами и синдами — меотов. Близкую картину рисует и псевдо-Скимн, помещающий непосредственно за Танаисом сарматов, а уже за ними - «меотийское племя, называемое язаматами». У Страбона имеются указания, что все восточное побережье Меотиды от устья Танаиса до Синдики занимают различные племена меотов, но тот же Страбон в другом месте называет меотов савроматами, и Помпоний Мелаупоминает меотидов-савроматов. Уже это нередкое смешение античными авторами разных этнических групп свидетельствует о том, что скифские, сарматские и меотские племена в Подонье и Приазовье вовсе не были изолированы друг от друга. Близость меотов и савроматов, также как савроматов и скифов, в области материальной культуры (а иногда, видимо, и в области языка и в ряде этнографических особенностей) заставила некоторых современных исследователей поставить вопрос о генетическом родстве этих групп племен и видеть в придонских савроматах результат какой-то ассимиляции скифами приазовских меотских племен, имевшей место, может быть, еще во время переднеазиатских походов скифов. Следует обратить внимание еще на два обстоятельства. Во-первых, по-видимому, не все меотские племена принадлежали к кавказской языковой семье; можно думать, что некоторые из них были ираноязычны или значительно иранизованы. Во всяком случае название племени дандариев лингвисты считают в основе иранским. Тем более это можно предположить по отношению к тем меотским племенам, которые непосредственно граничили с донской савроматской конфедерацией или даже входили в ее состав. Во-вторых, античные авторы далеко не всегда единодушны в этнической интерпретации меотских или сарматских племен. В этом отношении показательно их определение племени язаматов, игравшего большую роль именно в придонской части восточного побережья Меотиды. Согласно одной традиции, восходящей к Эфору, это племя савроматское, причем и позднейшие авторы дают язаматам характеристику, связывавшую их с «женоуправляемымп» савроматами, подчеркивая участие язаматских женщин в военных предприятиях и родство этого племени с амазонками Большинство современных исследователей видит в язаматах сарматское племя. Однако в последнее время И. С. Каменецкий решительно выступил в защиту их меотской принадлежности, опираясь, главным образом, на факт их ранней локализации Гекатеем по соседству с Синдикой. Но как бы мы ни рассматривали это племя, сама путаница, допускаемая в вопросе об этническом родстве язаматов древними авторами, говорит о близости их к обеим большим этническим группам Подонья-Приазовья и о возможной близости самих этих групп. Приведенные свидетельства античных авторов показывают, что область нижнего течения Дона и Приазовья была тем районом, где тесное соседство и рано начавшееся передвижение разных этнических групп должно было привести к значительному смешению населения и где трудно найти ту или иную культуру в чистой форме. Взаимное усвоение отдельных культурных явлений скифами, местами или сарматами должно было облегчаться культурной и этнической близостью всех этих групп населения. Рассмотрение конкретных археологических памятников этого района, относящихся к интересующему нас времени, подтверждает это впечатление. Шелов Д.Б. (К этнической истории нижнего Подонья// Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы.1974. №3.С.44-46.)
|