Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. Мир-Караван





 

Самым необычайным способом существования для театра "Лицедеи" на все времена останется акция, которая подробно описана в следующих письмах к родным очевидца, вашей покорной слуги.

 

10 мая 1989 года.

Москва. Марьина Роща.

 

 

Я сижу на венском стуле из театрального реквизита в эпицентре событий. Вот она реализация мега-мечты Славы Полунина: "Мир-Караван"!

 

Прошло два года с того времени, когда в воздухе пронеслась идея: взять на прокат парочку платформ от ракет СС-20, погрузиться туда со своим реквизитом и покататься полгода по миру в хорошей компании европейских уличных театров, уговаривая всех жить дружно. Ну и себя показать.

 

Полунин сочинил ударную формулировку, расцветил проект радужными перспективами, придал идее масштабность и забегал с этой писаной торбой по всем необходимым инстанциям. В первый год эти планы благополучно провалились. Причем западные партнеры вполне серьезно подписались участвовать, а вот в СССР сначала все просто криво усмехнулись и скептически покачали головами туда-сюда. А напрасно.

 

На следующий год советские чиновники были поставлены перед как бы свершившимся фактом, что уже все готовы выезжать, труба трубит. Полунин этаким спецом привел спонсоров: "Вот наши благодетели, познакомьтесь; а вот западный директорат проекта, который решит все тамошние проблемы; вот главный режиссер (тс-с-с, да не делай такого удивленного лица), вот и транспорт нашли, выгляните из окна, да-да, эти "Таврии" и чудесные прицепные домики со всем необходимым."

 

Ничего не оставалось, как благословить. Впрочем, на самом деле я не знаю, чего все это ему стоило. Только с этой поры стало заметно, как он подозрительно быстро стареет...

 

Сейчас перед моими глазами предстает прекрасный парк, весь в яблоневом и сиреневом цвету, с прудом и лебедями. Центральный вход и аллеи обвешаны флуоресцентными транспарантами с рекламой участников Каравана, а свободные площадки превратились в городки диких переселенцев.

 

Самое живописное становище у театра из Англии "Футсборн". Эти ребята странствуют уже много лет, народившихся детей обучают своими силами в автобусе-школе. У них есть шикарное шапито, стадо фургонов, рыдванов и домиков на колесах, а в каждом зашторенном кружевами окне надежно зафиксированы цветы в горшочках. Их дети передвигаются исключительно на роликах или ходулях и выглядят потарзаньи.

 

Вчера приехала экзотическая толпа театр "Дю Азар". Полсостава негры с там-тамами из Буркина-Фасо, а половина французы с француженками оперного вида. По этому поводу ночью была устроена шикарная дискотека под залихватские африканские барабаны и пение у жаркого костра, с вином и почему-то мантами. Общение походило на глухонемом и ужасающем английском языках. Новые друзья из Африки рассказали, что у них в деревне полно ручных крокодилов, дети играют с ними, как с собаками. На змей никто внимания не обращает, так как к их укусам местные жители не восприимчивы. Единственное, чего они боятся это диких пчел...

 

Мы (Лицедеи) обретаемся рядом с коллективом "Уфа-Фабрик" из ФРГ, располагающим какой-то невероятной автотехникой. А у нас семь нежно-бежевых югославских караванов (так называют прицепные дома на колесах, в которых есть все для жизни нескольких человек, вплоть до шифоньера с зеркалом и газовой плиты). По началу все ахали как уютно, емко и комфортно! Короче, живи словно последний раз. Каждый день загорания, "тусовки", клоунские проходки по Арбату, спектакли коллег, гости до пяти ночи... Тут же в ресторане накормят в дружеской творческой обстановке. Вот оно счастье!

 

Отдельный разговор - выступления. Футсбарновская "Леди Макбет" положена на эстетику диких австралийских аборигенов. Размалеванные полуголые актеры просто топят публику в крови и страстях.

 

Итальянский театр "Нуклео" ежевечерне в полном составе изрыгает из себя огонь, взрывает петарды, делая при этом пассы толпой, и загадочно бьет в барабаны, зовя умереть за святое дело.

 

Московская кантри-группа "Своя игра" славится своей скрипачкой, "этой сексуальной шаровой молнией по имени Тамара".

 

Мне лично больше всего нравится голландский "Шусаку и Дорму Данс". Эти люди вытворяют такой модерн-танец, что наша публика сидит с выпученными глазами, впадая по их мановению то в транс, то в хохот, то в ужас. Я подозреваю, что по своей темности еще не до конца проникаю в их эротический и философский подтекст. Но красоту и силу профессионализма оценили все.

 

Еще много всяких диковинных компаний, особенно "Дог-Труп" с их похоронно-сновиденческими процессиями и полетами над пламенем, ну да всего не рассказать.

 

Что же такое этот "Караван Мира"? Новая форма жизни в современном искусстве? Веление времени ознаменованного поднятием железного занавеса? Тигель для сплава менталитетов разноплеменных артистов? Или синтез жанров, как в цыганском таборе: тут тебе и русская клоунада, и португальский цирк, и чехословацкая комедия, и все такое прочее (смотри выше), триста человек каков букет!

 

 

* * *

 

Продолжать надо бы о стоянке в родном Ленинграде, но для нашей семьи все заслонил переезд на новую квартиру. Вот именно в этот самый период.

 

Помню только, что приехал из Амстердама клоун Джанго Эдвардс. Легендарная личность, гипоманьяк. Мне рассказывали, что он был лишен родного американского гражданства за скандальную репутацию, переехал со своими миллионами в Голландию и продолжает бузить. Например, сажает полный "Боинг" клоунов, летит с ними в какие-нибудь Афины и устраивает в городе парад Дураков. В среде неформалов имеет дикий успех со своими спектаклями. Ну мы, конечно, ради этого бросили на полдороге свой скарб, пришли в театр подивиться. Да, было на что. Его густая биомасса с еще более густым биополем наполняла собой сцену, переливаясь в зал, как каша из волшебного горшка. Это человек-клип с убыстренной сменой кадров. Он заразительно и азартно суетится, безостановочно разбрасывая облака дурацкого конфетти, разбрызгивая баночное пиво, пугая зрителей застывающей на лету пеной из пульверизатора. Все делаются смешливыми, как малые дети. Джанго горланит песни, дразниться, пародирует все на свете и вообще ведет себя расковано, будто у себя в ванне. Кстати, тут же, никто не успевает опомниться, он, лопоча и пританцовывая, скидывает с себя все, продемонстрировав каскад фантасмагорического белья, и ныряет со стула ласточкой в стакан с водой... В конце представления покорил всех окончательно. Прикрыв наготу махровым халатом, сел этаким душкой на край сцены и доверчиво раскрыл нам свое доброе сердце здесь и сейчас, и навсегда. "Пиратская рожа и улыбается, как роза." Мы еле ушли.

 

Далее. Продолжаю некоторое время спустя.

 

Наш Караван, насчитывающий около несколько десятков единиц разнокалиберной автотехники, устремился за границу СССР. Чу! Контрольно-пропускной пункт. Жара. Томительная очередь на таможенном досмотре. Всех разморило, как мух на солнцепеке. Наш сожитель по домику, клоун, звать Князем, говорит водителю, мол я пойду, лягу в койку, сил нету. Закрывает за собой дверь домика, испаряясь из нашего поля зрения. Долгая процедура оформления была закончена взмахом начальственной руки: "Поехали!" Вся когорта тут же весело рванула с места. Наш водитель, руля мимо польских дорожных указателей все время спрашивал меня, мол, ну как, чувствуешь, что впервые по загранице едешь? А что ты чувствуешь? Сердце замирает?" На спидометре 120 км/ч, я пялюсь во все окна и вдруг сердце мое бубухнуло и остановилось.

 

Как это у Маяковского: "... людям страшно, у меня изо рта шевелит ногами непрожеванный крик...". Я вспомнила про Князюшку, которого бьет и мотает в прицепе, не дай божок, оторвется. Мы резко тормознули, аж занесло на обочину, выпрыгнули из машины, отперли замки и распахнули дверь: мертвая тишина... На широком ложе, растопырившись, как на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, вцепившись ногтями в матрас, лежал наш белый, как полотно, товарищ. Не отводя очков от потолка, он загробным голосом поведал нам, что когда набрали скорость, и он понял, что его не услышат. Кроме родимчика и кондрашки его прохватил еще и понос. А оказавшийся под рукой детский горшочек при такой болтанке только усугубил трагизм его положения.

 

Получилось, что из России по спискам таможни человек убыл, а в Польшу как бы не прибыл. За что и получил кличку "Фантом".

 

 

* * *

 

Дорога до становища в Варшаве была первой проверкой на выживание. В машине - страшное пекло, все время хотелось есть. То теряем своих, то ждем кого-то из отстающих. А эти заправки! Чтобы без привычки запарковаться с домиком-мастодонтом на хвосте надо иметь спокойствие сфинкса. Один водитель, не вписавшись в поворот, на наших глазах не спеша смазывает об столб габаритки со своего каравана. Наш рулевой сигналит тому, высунувшись из окна, кричит, машет и переживает, болезный. Тут первый вылезает из машины, подходит к нашему, открывает пасть и начинает реветь, мол, что ты, дурак, меня сбиваешь? Вон что из-за тебя, гада, случилось! Вот ты и будешь чинить...

 

Фу. Короче, выдохнули только на третий день, вылезя на зеленую травку в парке культуры посреди Варшавы. Встрепенувшись, побежали на "Старо Място". Сидим за столиками прелестного уличного кафе, изнемогаем от счастья, жуя бананы и глазея на элегантных варшавянок ("О, сколько шарма!"). Мимо по булыжной мостовой шагает небольшая демонстрация, предводительствуемая модным Валенсой, все улыбаются. За соседним столиком тут же стали ругать Ярузельского. А мы вскочили и рванули на черный рынок. Это целый городок со своими улицами, жителями и законами. Пестрота и изобилие плохо подействовали на женскую половину русской делегации, вспыхнул массовый психоз со скупкой резиновых джинсов.

 

К вечеру на старинной площади с высоченной ратушей была развернута арена предстоящей "Катастрофы". Лицедеи давали свой лучший уличный перфоманс. Концептуальный и беспрецедентный. Подзаголовок: "Тачко-планерный полет в стратосферу". Главная идея - показ тотального героизма.

 

Клоунский космодром. Ночь. Тысячная толпа с тревогой вслушивается в драматичные звуки музыки и громовые слова комментаторов, несущих ахинею о нашествии темных сил и ведущих отсчет "долей секунды", оставшихся до старта героев. Трое клоунов в грязном тряпье, портупеях и горнолыжных шлемах патетически прощаются с землей, зрителями и жизнью. Затем они хватаются за ручки обугленных размалеванных тачек и по взлетным полосам, озаренным горящими веревками, устремляются на борьбу в стратосферу по замысловатым траекториям. Вдруг - бабах!! Взрывается пиротехнический заряд. Из всех дыр телогрейки раненного героя валит кроваво-красный дым. Он героически мечется, шатаясь, моля о помощи. В непроглядных клубах дыма и нестерпимом пламени фальшвееров космонавты повергают зрителей в паническое смятение. Истошно воя, в толпу въезжает пожарная машина, разматывается рукав с огромным, как ведро, жерлом и оттуда начинает хлестать густейшая пена.

 

Мгновенно вся площадь по пояс заливается белоснежным суфле. Тачкопланеристы, переодетые санитарами, эвакуируют через поле хорошеньких девчонок. В самом глубоком белом водовороте возникает живая пирамида - памятник героям, чтобы через секунду залившись фонтаном пены до самого верха, рухнуть, тут же погрузиться в автобус и умчаться в темень.

 

Обычно зрители, поняв, что артисты закончили, как по команде, бросаются в соблазнительные упругие облака - петь и плясать, схватившись за руки, длинными цепями носясь в лабиринте хоровода. В Варшаве я видела пронзительную сцену: девушка-инвалид без одной ноги, хохоча подпрыгивала и подкидывала в воздух сверкающие клочки пены, бросив костыли в трясину - пусть они там сгинут.

 

Наутро коллеги-конкуренты хлопали исполнителей по плечам и говорили: "Фантастик! Это про вашу революцию, да?"

 

 

* * *

 

Потом снова переброска сквозь пространство, во время которого мы попеременно совершенствовали свое аховое умение водить машину. (Лицедеи получили водительские права, сдав экстерном все экзамены после пяти учебных тренировок).

 

Прага действительно не зря называется "Золотая". Средневековые островерхие соборы до неба, жуткие узкие улочки, роскошной красоты площади, сказочные мосты над широченной Влтавой, ампирные дома с ломящимися магазинами... Ах как там было жарко! И как приятно в синие сумерки оседлать велосипед и помчаться по висячим садам и улицам с нежно-золотой подсветкой.

 

Не помню точно, в какой момент, где-то тех краях были сделаны самые массовые фотосъемки. Все, кто оказались в лагере на ту минуту, были призваны одеться во все сценическое или чистое и собраться возле шапито, живописно развернутого на зеленой травке. Наверное, человек сто явили лицо Каравана Мира. Но улыбаются относительно немногие. Знаете почему?

 

Пытка скученностью и принудительным общением. В наших избушках, норовящих развернуться ко всем задом, уже чувствуется некое вырождение отношений. Пока до стадии саркастического "ну-ну". Уже как-то перестали стесняться вульгарных выражений. Уже все про всех знают. Поговаривают, что обратный путь будет ужасающ. Это, знаешь, как если бы тебе, сластене, предложили поесть сладенького, но с условием, что будешь есть только одно сладкое и полгода подряд. Это и есть наш Праздник-Каждый-День.

 

 

* * *

 

Вот уже и Западный Берлин прожит. Местные устроители широким жестом предложили располагаться на одной из центральных аллей города. Раскурочили все - будьте нате. С высоты колонны с золотым ангелом открывалась живописная панорама лагеря. Вот голова становища с вывеской, вот тулово: пяток циклопических шатров, вот хвост: костровища делегатов фестиваля, окруженные синими будками пластиковых сортиров. Народа в лагере нет. Все куда-то разбежались.

 

Я, кстати, за время пребывания в Западном Берлине посетила:

 

1) Музей Египта с мумиями, похожими на копченых зайцев, и оригиналом Нифертити (она нежная и мягкая, словно живой персик);

 

2) Паноптикум с восковыми фигурами всяких Кайзеров, а так же Сталина, и Троцкого, все в идиотских механических позах, у каждого своя вертикаль;

 

3) Аквариум с морскими гадами (идеальный уход от реальности).

 

4) Восточный Берлин два раза. До чего силен контраст со сверкающей, возбужденной западной половиной!

 

На демаркационной линии с социалистической стороны простреливаемая зона, оцепленная колючей проволокой и сторожевыми вышками, а с обратной можно спокойно подойти к разрисованной Стене и написать свое признание в любви. Мне очень понравился каменный Петрарка, сложивший ладони рупором с сторону застенных соседей.

 

На своих велосипедах мы заезжали в районы "неформальной молодежи", где на руинах домов висят транспаранты: "Мы не хотим жить в квартирах". А рядом самодельные жилища из поломанных суперэкскаваторов, старых драндулетов и т.д. В квартале художников сильное впечатление производит здание, расписанное фресками по всем плоскостям на тему: онанирующий человек возносится на своей реактивной струе в небо, проламывая каменный панцирь города. Народ там одевается в короткие лаковые рейтузы, сверху громадная кожаная куртка с ярким платком на шее. Плюс килограмм побрякушек на шее и руках, особый шик - серьга в ноздре.

 

Из событий на фестивале, кроме нормально проходящих спектаклей помню приезд амстердамской "Хот Баллун Компани". Меня поразили их облик, и манеры, и вся жизнь. Что-то с ними не так. Они даже на фоне бывалых западных скитальцев явно выделяются не-от-мира-сегошностью. Невообразимые расцветки и формы одежд, причесок, но главная странность в глазах и движениях. Проживают в своем разноцветном автобусе-кафе, чем промышляют непонятно. Я ужасно заинтриговалась Амстердамом. Там, говорят, все такие.

 

Уезжали мы из Берлина с сожалением. Больно уж культурная была жизнь и вкусно кормили. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути здесь разразился массовый психоз среди русских мужчин: все, даже те, кто не хотел, накупили себе дешевых автомобилей. О приключениях в связи с этим читайте ниже.

 

В Данию весь наш "Джаз" отплывал на чудовищно огромном пароме. Запомнился изумительный видеоряд: вот ты плавно проносишься на стометровой вышине над пестрым портовым городком. Вот вылезаешь на верхнюю палубу, захлебываясь ветром, и смотришь, как Солнце-Король сияет под свинцово-багровой тучей, а напротив двойная радуга на фиолетовых облаках. В это же время в фешенебельных салонах под вкрадчивую классическую музыку торгуют снедью, французской косметикой и прочими необходимыми товарами. Наши мужики прилипли к одноруким бандитам и дьявольски хохотали всю дорогу. Думаю, что друг над другом.

 

 

* * *

 

Копенгаген, пишется латинскими буквами как "Kobengavn". Страна Андерсена. Дании плевать на собственные дороги и чистоту каждого закутка. Тут антикварный мир. Шкатулка с диковинками. На первый взгляд все дома мрачные, давящие, под тяжкими черными крышами в два этажа высотой. Но везде и всюду какие-то вензеля, изюминки, барельефы и башенки. Дома из темно-красного кирпича перемежаются с белыми ажурными, как сахарные торты, дворцами. На сияющих набережных в безоблачное небо как густой лес торчат яхтовые мачты. Наша Копенгагенская стоянка на отгороженном пустыре больше всего напоминала Зону из фильма Тарковского "Сталкер", заросшую травой и березками в человеческий рост. От какой-то не такой местной воды половина караванцев маялась животами. Здоровые не разумели болезных и злорадно объясняли, что так не бывает.

 

Я ничего не могу поделать со своим лицом в магазинах, оно просто сведено судорогой от вожделения. Иногда я, обессилев, сажусь на пол там, где стою, и "сплю, отдыхаю". Увы! Это удел половины всех русских, впервые попавших на Запад. Вторая половина, напротив, ведет себя в супермаркетах крайне спесиво, с презрительной миной давая понять, что надоело уже им все это барахло сто лет. Особенно ярко это выражается в секс-шопах, там ну просто же все фуфло и притом морально устаревшее в прошлом веке.

 

В Копенгагене, был сыгран фантастический уличный спектакль, в котором участвовал весь "Караван Мира". История такая.

 

Был среди всех этих одержимых один режиссер, инвалид в коляске. Толстый месье, весь заросший черной шевелюрой, несколько инопланетного вида. Он собрал всех других режиссеров и предложил явить миру творческий продукт совместного Каравано-мирного производства, спектакль про Одиссея. Театры выбрали себе по одному приключению для команды, которая будет проплывать на корабле-телеге по площадям города. В результате, забегая вперед, скажу, что с первоисточником этот спектакль имел мало общего, но не это важно. Каждый коллектив выпукло продемонстрировал свою творческую суть.

 

Лицедеи придумали Божественный Олимп, посылающий испытания на головы путешественников. Долго рядились и возились, короче: Олимп являл собой конструкцию из строительных лесов высотой в два этажа на набережной канала. Стойки были обвязаны имитациями пальм. На верхней площадке зарядили: брандспойт, мешки с бумажными обрезками и воздушную турбину (какие в кино бывают). Выбор образов был основан на несколько узком, на мой взгляд, представлении о мужестве и мощи. Каждый приделал к символически-минимальному облачению уникальные чресла в своем исполнении. Один художественно набил соломой полутораметровую дубину из мешковины. Другой остроумно соединил две оранжевые клизмы и от них шланг, подвешенный на удочку с бубенцом. Третий скатал из елочной пушистой гирлянды два ослепительных шарика, со вкусом пристегнув их к черному лаковому трико в обтяжку. А кто-то очень долго возился, выстригая ножницами из поролона анатомически точную копию мужских гениталий, потом обтянул это тонкой резиной от рваного метеозонда и пригласил полюбоваться своим изделием. Присутствующие были повергнуты в шоковое замешательство циническим натурализмом. "А где поэзия?, -сказали ему. - Стоило ли стараться? Никакой ведь разницы..." А он говорит: "Я это сделал в знак протеста. Мне не нравится вся эта идея". Потом напялил здоровенный солдатский пояс и заткнул за него самоделку, на манер нагана.

 

А в это время наш Князенька трудился над созданием механического динозавра из старого экскаватора. Эффект удался. Чудовище вытягивало шею, клацкало челюстями, светило бельмами фар и фыркало из ноздрей-огнетушителей паром. По бокам простирались трехметровые перепончатые крылья (из того же метеозонда). Седок в виде питекантропа балансировал перед кабиной водителя, натягивая махательные веревки, хлеща окрест себя кнутом и во всю глотку дико ругаясь на "Савраску". Все сказали, "Колоссально... Князь, ты молоток!"

 

Ну вот. Приготовления сделаны. Все по местам.

 

Я бреду в сумерках с толпой датчан на спектакль, вытягивая шею: где тут будет начало? И вот раздаются тревожные завывания музыки. В гуще народа возвышается нечто кораблеобразное с парусами, напоминающее первомайский моторизованный транспарант. В нем Одиссей с группой товарищей во всем белом и в моряцких шапочках. Они медленно перемещаются туда, куда направлены их подзорные трубы, мимо постамента, должного изображать скалу, где пляшет под там-тамы африканская братия, мимо каких-то ужасающих черных существ в масках-черепах, кружащихся на ходулях... И вот на пути - Олимп!

 

"Боги" врубают иерихонские мегафоны, пиротехнические взрывы и брандспойты, которые разметывают матросов и зрителей во все стороны. Тут же начинается совершенно апокалиптический ураган из нарезанных бумажек. Народ шарахается врассыпную. И вовремя, т. к. из за укрытия в диком свете фальшвееров лихо выезжает Князь на динозавре. Только было дыхнул дымом, только развернулся хорошенько, как ковш экскаватора перевешивает вперед и машина клюет мордой так, что колеса отрываются от земли. Никто ахнуть не успевает, как баланс возвращается, седок по-прежнему стоит в стременах, не переставая крутить хлыстом с молодецким посвистом. Почтенная публика на безопасном расстоянии переводит дух и, утираясь, двигает вслед за кораблем с истерзанными героями. Все шествие перетекает с набережной на площадь, чтобы посмотреть еще на другие диковины, типа острова сирен. Это постарались чехи из театра "На провазку". Все их десять микроавтобусов оседланы фантастическими сиренами в сюрреалистических масках: одна демонически хохочущая ведьмища с зеленой рожей, другая с белым лицом смерти и в перьях, третья не помню в чем, но с голой грудью изумительной красоты. Эта извивающаяся когорта угрожающе крутилась вокруг корабля, исполняя дьявольские рулады на клаксонах. Так протяжно и тоскливо, аж душу вынимали. Настоящий уличный театральный шедевр.

 

Были там еще какие-то шествия обезумевших матерей, сценки появления Сатаны из огненной могилы и все такое прочее. Закончилось все тем, что Одиссей прорвался к пирсу, куда издалека-долго подплыла огромная яхта с высоченными мачтами, с коих свешивались неподвижные белые фигуры. (Это были снова Лицедеи). Под веселую музыку все как бы мертвые как бы воскресли, слезли вниз и пустились в пляс вместе с Одиссеем и всеми, кто случился поблизости. Ну, в общем, вот так, отплясывая на палубе гопака, весь коллектив выступающих уплыл в ночь. А оставшиеся по-броуновски задвигались в сторону выхода.

 

Полное зрительское удовлетворение.

 

Там, в Дании произошло весьма знаменательное для двух человек событие. В каком-то баре вечерком случайно повстречались молодой талантливый русский клоун и очаровательная датская киноактриса. Ни бельмеса не понимая в родных языках друг друга, они с первого взгляда уразумели самое главное. Он взял ее за руку и привел на лицедеевский спектакль. Увидев этакое, походив по Каравану, девушка помутилось разумом и, забыв о друзьях и карьере, решилась бежать с проезжими обитателями шапито. Так в лагере оказалась ангелоподобная красавица, а наш товарищ обрел свое счастье.

 

 

* * *

 

При слове "Базель" я вижу струящееся марево над каменистым двориком, стиснутым мрачным школьным зданием прошлого века. Весь табор "Каравана Мира" запихнули туда вповалку, будто в коробку для игрушек. В нашем окне фигурировали сушащиеся на веревке чьи-то трусы-носки и такое же окно соседнего домика. Выглядывая в окно, надо было просто помнить, что вокруг Швейцария, и что это - счастье. (А-а-а! Третий месяц счастья!... уй-уй-уй... Спокойствие, спокойствие.)

 

Первый день был потрачен на ошивание по воскресному рынку. Князь за несколько заходов приволок к нашему домику: огромный плешивый ковер, радиолу-саркофаг, весом в 20 кг и модерновую кофеварку. Мы сразу сели за стол, залили в емкость воды, и засыпав кофе, воткнули штепсель в розетку. Сидим за культурной беседой, смотрим, как вода явно убывает, но божественного напитка при этом не образуется. Силясь уразуметь сей феномен, я хотела приподнять агрегат, но тут кто-то как взвизгнет! Кипяток незаметно вытекал нам под ноги. Лужу мы вытерли, и спрашиваем Князя: "Ты за сколько фраников приобрел этот фокус?" Он признался, что вся добыча из кучи бесплатной рухляди. Кончился этот день тем, что мы все-таки "напоролись кофе и ломанулись в Цюрих". Кто-то из наших сказал, что там выставка Сальвадора Дали. Срочно выклянчили машину, набились в нее битком и жахнули со всей прыти вдоль да по над Леманом. Попали в музей за сорок минут до закрытия, наорали на кассиршу, закрывшую уже свое окно, что мы мол, только затем сюда и явились из России, и прорвались к вечным ценностям.

 

Тринадцать залов живописи и скульптуры. Эх! Стоишь перед каждой картиной, чувствуя, как горит лицо и бьет мандраж. Как будто дует на тебя ветер мистической энергии, аж парусит одежду. Кожурки и свисающая с подпорок сочная плоть вызывают неконтролируемое слюнотечение. А переливы цвета, сверкание и звон колоколов, чешуек, часов, ножей, мурашек заставляют против воли смеяться... Наша русская бухгалтерша все качала головой: "Я только одного не могу понять, почему же он Ленина так нарисовал?" Но вот уже и дежурная со свистком, растопырив руки, погнала публику к выходу (явно хворостинки в руке не хватало). Мы увиливали мелкими перебежками из зала в зал, по-партизански прячась за стендами. К конце концов, тетка позвала на подмогу двух жандармов и они выковыряли нас, оцепляя каждого поодиночке.

 

Ехали домой тихохонько и все вздыхали. У меня потом три дня душа бередила, просилась назад, к Мастеру.

 

В другой раз сижу это я в самое пекло на берегу подозрительного мутного и дурно пахнущего Рейна. Фу, думаю, ни за что не полезу купаться. Мимо с бешенной скоростью проносятся головы купальщиков (каждая в связке с ярким герметичным мешком для одежды). У них тут хобби такое: броситься в реку, промчаться вниз по течению до нужной точки города и, тут же переодевшись в культурное, идти по делам. Вот мимо плывут три старушечьи головы, которые задорно покрикивая, кивают мне, мол, айда за нами! Не знаю, как это случилось, меня словно сдернуло с парапета в воду и тут же понесло и завертело. Одна паническая мысль: как же мне теперь выкарабкаться? Вижу впереди длинные сходни. Растопыренными руками я судорожно вцепилась в поручни и подняла взгляд. По мосткам ко мне приближался супермен, намеревавшийся искупаться, абсолютно нагой. Челюсть моя сама собой отвисла, пальцы разжались и я со своим советским воспитанием без звука унеслась вдаль...

 

Однажды вечерком нас повели в "интересное место" Банк Идей. Неоновая вывеска над стеклянной витриной во всю стену. Внутренний интерьер представляет собой нечто среднее между библиотекой, сберкассой и баром. Сидят молодые люди, едят-пьют то, что принесено с собой из соседнего магазинчика. Блюз, цветомузыка, табачная завеса. Все что-то горячо обсуждают. Оказывается, местная компания обожает все русское. "О, у вас, русских, такая загадочная душа! А какая у вас душа? О, Достоевский! Давайте споем "Дубинушку"...

 

Мы говорим, сперва расскажите по ваш банк. Они а, да-да... Значит приходите, регистрируетесь и пишете на карточке интересующую вас тему. А потом излагаете свою идею по улучшению жизни на этом свете. Можно даже самую бредовую. Из любой области. И все. Здесь вы можете встретиться с людьми для дискуссии по интересующим вас вопросам, приобрести друзей. Это богоугодно и так далее.

 

Всем гостям вручили чистые карточки и я написала: "А у нас в Питере в белые ночи молодежь собирается на ступенях Биржи и обменивается написанными на листках данными: имя, телефон, что у тебя есть (например, все записи "Queen") и что тебе надо (например, роликовые коньки, любые). Вот вам и способ отыскания единомышленников. Рекомендую."

 

Потом были танцы до упаду. И когда, наконец, мы пришли в свой караван-сарай и легли в постель, то стали свидетелями громкого монолога, раздававшегося в соседней палатке. Чей-то пьяный женский голос снова и снова произносил лишь одну фразу: "Я же танцевала с внуком самого Марка Шагалова, а ты мне нажралась!" С каждым повторением в течение двух часов предложение приобретало все больший нажим и красочность интонаций. "А ты! НА-ЖРА-ЛАСЬ! А я с самим ВНУКОМ! ШАГАЛО-ВА!! А ТЫ -Ы-Ы!.." В заключение, как в радиопередаче мы прослушали: дикий женский вопль, впрочем резко смолкнувший. Потом издалека чей-то мужской голос спросил: "Там что, кого-то убивают, что ли?" Из другого домика ответили: "Да нет, просто кому-то плохо стало." "Вот и я смотрю, с чего бы это ему было хорошо..."

 

Конец трудового дня.

 

 

* * *

 

Лозанна. Прекрасная, как средневековая принцесса. Перед ней голубой Леман в высоком бокале засахаренных сверху скал. Город висит на крутом склоне. Это магия какая-то: стоишь посреди улочки, словно на гравюре Эшера, за спиной возвышается грандиозный костел невероятной высоты, вправо (пять ступенек вверх) на уровне глаз отходит переулок, влево (две ступеньки вверх) на уровне пояса заворачивается улиткой какой-то узкий лаз, а на уровне коленок проезд, петляющий между древними постройками. Ну а спереди крутой скат вниз, в сторону озера. С транспортом, наверно, мучаются, а в остальном уютно живут, ничего не скажешь.

 

Поселены мы были на этот раз на набережной, возле фешенебельного пляжа. Красота вокруг неописуемая. Мы просто впали в восторг. Один на роликах побежал вдаль, другой под деревом отрешенно занялся тай-цзы, третий под свист зевак пытался винд-серфингом овладеть. Но большинство, разумеется, полегло загорать. На вопросы о помывке было сказано: душевые на пляже.

 

Ну прихожу я в эту душевую со своим мылом-мочалкой, и вижу в мраморной кабинке тугую толстую кнопку, при нажатии на которую, сверху начинает хлестать холодная вода. Если держать долго, то вода вроде немного теплеет. Но. Одной рукой рукой давишь, что есть сил, а в другой же мыло с мочалкой. А если не нажимать, вода тут же прекращается, возвращаясь к исходной студености. Надраившись до покраснения, опять напираешь на неподатливую кнопку, вжавшись в уголок, ждешь сносной температуры, ополаскиваешься и думаешь: вот сейчас налью шампунь на голову (крышку свинчу зубами, чтобы не отрывать руку от пульта управления) и брошу все на пол. Или попробую давить на кнопку спиной (нет, больно), лучше коленкой. Но все очень скользкое. Ну вот, опять отпустилась, зараза. Глаза жжет... Холод дикий. Бесполезно. Бессмысленно. За что мне такие страдания? О, мамочка, посмотри, как я обижена судьбой! Я домой хочу!... Выпустите меня! Я домой хочу, к маме...

 

Нет, вы только не подумайте, что весь этот "Караван Мира" сплошное испытание нервной системы. Белое оттеняется черным. "Без контрастов понять суть вещей невозможно." На самом деле эта оборотная сторона медали очень быстро стирается. В памяти остаются сыгранные спектакли и сияющие глаза публики. Увиденные этносы и природа. Друзья, как будто из разных галактик. (Чего стоит один только Сули с африканскими байками и заговоренными подарками на память!) Иностранные актеры, с которыми нашими мужиками крепко выпито и поговорено после смертельных напряжений в дорогах и на сцене. Разнообразные местные обыватели, которые, может быть, впервые увидели новую форму жизни "Караван Мира" и возрадовались. Они уходили от своих скучных забот к нашим кострам, как "в пампасы" (Не забуду берлинскую Старуху Ингрид, улыбавшуюся у нас в домике денно и нощно.) История с датской актрисой и нашим клоуном - тоже яркий тому пример. Эта парочка сияющих влюбленных вскоре стала символом всей нашей Акции. Он и она, как "Театр и Публика". Одним из самых замечательных событий в личной жизни Каравана надо признать их грандиозно отпразднованную помолвку. Невеста была в васильковом венке и в синих шелках. Жених в венке из ромашек, в эполетах и фраке (его костюм завершали разноцветные клоунские трусы). Столы ломилось от яств. Души распирало от радости. Для пущей страсти украли невесту, а видеооператор Каравана до тех пор жужжал камерой над ухом растерянного жениха, пока не получил от него тумака. Кстати, дело происходило уже во Франции.

 

 

* * *

 

Местечко Блуа. Посреди унылого ландшафта лунное плато из белого известняка. Солнце слепит глаза до рези. В центре колыхается шатер-столовая, вокруг похабно развалились наши домики. Невдалеке течет мелкая Луара, обсаженная деревьями. Поздними вечерами наши благоверные мужи превращались в пацанов и забирались в деревенские сады за грушами, словно у себя в Патрикеево где-нибудь на Свияге. Целыми днями мы валялись, загорали, ленясь до умопомрачения. Совсем уж не было желания суетиться, выступать, смотреть. Публики на спектаклях не было по причине отсутствия таковой в природе данной местности. Зато приключения были. Например, поездка в Шамбор, загородную резиденцию королей. Дворец в форме белого параллепипеда, украшенного сверху городком из башенок, куполков, пирамидок, шпилей, и т.д. и т.п. Там на крыше можно заблудиться и вдруг оказаться у потайной кованной дверцы, соблазняющей постучаться. Сказочное место. А войдя в замок снизу, видишь в центре озаренного пролета многоэтажной высоты закрученные спиралью две лестницы, не пересекающиеся ни на одном уровне. Начав подниматься по разным лестничным маршам, мы с моим "рыцарем" романтически долго не могли встретиться.

 

А в другой раз сидим, грызя неспелые персики, на завалинке, любуемся закатом. Вдруг видим, летят мимо по небу два огромных монгольфьера. В корзинах люди копошатся. И вроде как намереваются спуститься неподалеку. Я говорю:" "Давайте быстренько доедем до них на велосипедах и попросимся покататься, что им жалко, что ли?" Мы моментально доезжаем до ложбинки, где приземлились оба шара. Там уже все вылезли, валят купола на землю, сматывают стропила, покрикивая по-английски. Мы подбежали, тоже немножко помогли и спрашиваем: "Вы откуда?" "Мы туристы из Лос Анжелеса, отдыхаем здесь, а вы?" "А мы клоуны из России..." "Что?!! Откуда?! Как?!! На чем?!" "Да вот, - скромно так говорим, - на велосипедах, а вообще-то, тут у нас "Караван Мира". Уэлкам ту ауа перфоманс."

 

Ничего себе, встреча на Луаре! Тем временем американцы достали столы, свечи, шампанское с закуской. Нам сунули в руки по фужеру, говорят: "Как вы по-английски мило спикаете. Позвольте мы вас представим нашей старейшей туристке, ей 84 года", и подводят к совершенно дряхлой миссис в лихой спортивной амуниции. Мы пошаркали ножками и осведомились, не страшно ли там, наверху. "О, нет, говорит она, показывая ослепительные зубы. Очень увлекательн







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия