Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности. Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и то же событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.
Б. Спиноза утверждал, что случайным явление называется исключительно по причине недостатка наших знаний. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Случайности в объективном мире принадлежит определенная, хотя и ограниченная, роль. Она обладает своей долей права. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального предмета влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Она не есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, необходимость может быть динамической и статистической. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его, и сами превращаются в необходимость. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью я необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость. Задача научного познания заключается в проникновении через видимые случайные связи в необходимые. Но наука улавливает не только необходимое, она учитывает и случайное. Она обязана вооружить человека средствами, сигнализирующими о неблагоприятных случайностях и ограждающими общество от них.
№12 Категории сущности и явления и их взаимосвязь. По мере того, как в процессе познания происходит выявление отдельных необходимых свойств, структуры, а также динамики развития объекта, возникает потребность в целостном воспроизведении всех необходимых сторон и связей исследуемого объекта в их естественной взаимозависимости. Это и есть познание сущности. Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория „сущность" возникает, формируется и развивается, соотносясь с категорией „явление", которая выражает внешнее проявление сущности через массу случайных свойств и связей. Категории „сущность" и „явление" представляют, таким образом, диалектическую пару понятий, которая в концентрированном виде выражает взаимосвязь противоположностей и подвергнута теоретическому осмыслению через категории „внутреннее" и „внешнее", „причина" и „следствие", „необходимость" и „случайность", „форма" и „содержание", всех остальных категорий диалектики. Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Сущность и закон однопорядковы. диалектику категорий „сущность" и „явление" можно выразить в краткой формуле: сущность является, явление существенно. Следует, однако, иметь в виду, что термин „явление" используется в двух смыслах — в узком (как противоположность сущности) и широком, когда сущность включена в явление. Необходимо различать понятия „содержание" и „сущность". Содержание явления определяется не только сущностью — совокупностью внутренних и необходимых сторон и связей вещи, но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами. А поскольку последние постоянно меняются, то и содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, тогда как сущность есть нечто устойчивое, сохраняющееся при всех этих изменениях. Сущность — устойчивое и необходимое в содержании; впрочем, устойчивость сущности неабсолютна. Поскольку явления преходящи, сущности вещей тоже могут меняться. Мысль человека постоянно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Хотя явление и сущность взаимосвязаны, они не совпадают. Если бы явление и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней, ибо сущность высвечивалась бы полностью и адекватно в явлении. Познание как раз и разворачивается в плане движения от явления к сущности. С другой стороны, если бы они не были взаимосвязаны (если бы между ними была пропасть), то познание было бы невозможно. Абсолютизация несовпадения сущности и явления, ведущая к разрыву между ними, характерна для агностицизма. Но факт несовпадения сущности и явления налицо. Это значит, что сущность в явлении представлена неполно, неадекватно. Степень этой неадекватности, несовпадения может быть разной. В тех случаях, когда эта неадекватность очень велика, т. е. явление очень искаженно представляет сущность, говорят о кажимости, видимости. В таких случаях процесс постижения сущности особенно труден, сложен и долог. Но все-таки, пусть и в очень искаженном виде, сущность представлена в явлении. Если бы, например, в видимом движении Солнца вокруг Земли не просвечивалось (пусть в очень искаженном виде) истинное положение дел, то открытие Коперника было бы невозможно. №13
|