Студопедия — Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции // МЭМО 2006, № 7, с. 52-59
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции // МЭМО 2006, № 7, с. 52-59

Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции // МЭМО 2006, № 7, с. 52-59

 

Благодаря рыночным реформам и интеграции в мировое хозяйство Китай превратился в важ­ный элемент глобальной экономики. При этом политическая система Китая развивается по ино­му сценарию, чем на постсоветском простран­стве. Для выработки рациональной реакции на усиление мировых позиций Китая, а также эф­фективной стратегии развития отношений с Пе­кином необходимо адекватное представление о путях политической трансформации китайского общества, о степени и направлениях его демокра­тизации.

Данная проблематика исследовалась на базе анализа трех уровней демократии:

- как основы политической стабильности об­щества, реализуемой через ясную и предсказуе­мую смену властей путем их выборности;

- как власти Закона, гарантирующего, в част­ности, разделение властей и основные права и свободы человека;

- как ответственности за свой выбор избирате­ля, осознающего свои общественные интересы и умеющего формулировать их и выражать через демократические процедуры.

Исследование проблемы демократизации Ки­тая потребовало анализа сложившегося там сей­час общественного строя. Определить его не­просто. В Преамбуле китайской Конституции присутствуют положения о "руководящей роли КПК", о "социалистических ориентирах", о "по­беде общественной собственности". Сам же текст Основного закона КНР, по существу, не слишком отличается от восточноевропейских "постсоциа­листических" конституций, особенно после вклю­чения в него в 2004 г. поправок о защите частной собственности. Однако то, что происходит в Ки­тае, существенно отличается и от советского со­циализма, и от восточноевропейского и средне­азиатского постсоциализма.

Официальное определение общественного строя КНР - "социализм с китайской специфи­кой". Чтобы понять, что это такое, В. Михеев по­пытался соотнести его с имеющимися сегодня трактовками термина "социализм".

Если это "общество всеобщего благоден­ствия", приходящее на смену современному капи­тализму, то Китай находится от него на гораздо большем расстоянии, чем Западная Европа и США. Тогда "социализм с китайской специфи­кой" представляет собой догоняющий вариант развития страны, идущей по стопам мировых ли­деров.

Если понимать под социализмом общество без частной собственности, общество советского ти­па, то "китайская специфика" - это либо "ревизи­онизм", либо начальная, незрелая стадия постро­ения "классического" государственного капита­лизма, когда частная собственность еще уместна.

Если социализм - это реально существующие западноевропейские рыночные демократии, то специфика Китая в недостаточной развитости, в отсутствие ресурсов для осуществления широко­масштабных социальных программ. А также в отсутствие демократии.

Если ориентироваться на весьма популярный среди китайских реформаторов тезис "сначала построим процветающее общество, а затем дадим ему название", то понятие "социализм с китай­ской спецификой" скорее отдает дань коммуни­стической традиции, чем несет концептуальную нагрузку, которая, однако, проявляется в прагма­тическом анализе. Тогда "социализм с китайской спецификой" будет равнозначен созданию ры­ночной экономики, интегрированной в мировое хозяйство, при сохранении монополии на полити­ческую власть в руках партии, в названии кото­рой присутствует слово "коммунистическая".Использование в последние годы термина "специфически китайский социализм" может означать стремление руководства страны отойти от идеи о движении "специфически китайским" путем к "глобальному социализму" в его класси­ческом марксистском понимании и намекнуть на близость китайского пути развития моделям ев­ропейской социал-демократии.

Рассматривая вопрос о сути современного ки­тайского общественного строя, Я. Бергер отме­тил, что сначала китайский режим шел по пути неоавторитаризма. Но по мере продвижения рыночных реформ происходило все большее смыкание партократии с олигархией. Укрепля­лись связи китайских партийных бюрократов с гонконгской буржуазией. Вокруг олигархических групп, формирующихся на базе отраслевых моно­полий, складывались политические группы инте­ресов. Внешняя открытость, главный фактор ро­ста китайской экономики усиливает связь китай­ских "верхов" с международными ТНК. На этом фоне в политике появляются группы, которые лично и непосредственно заинтересованы в про­должении курса на сращивание с мировым капи­талом. В результате сложившийся в Китае обще­ственный строй приобретает неокомпрадорские черты.

При этом важно, что Запад сам поддерживает такой режим - прямые иностранные инвестиции идут в Китай и без политических реформ, их объ­ем в 10 раз превышает объем прямых зарубеж­ных вложений в Индию, страну с демократиче­ским режимом.

По мнению Л. Салицкого, встречающееся в российской литературе определение обществен­ного строя Китая как "постсоциалистического капитализма" слишком расплывчато. К этой ка­тегории можно отнести и страны с элементами феодального уклада, что не соответствует ны­нешней ситуации в Китае.

А. Ломаное не согласился с зарубежными определениями китайского общественного строя как "фрагментированного капитализма", предло­жив трактовать его как "просвещенный плуто­кратический капитализм".

При всем разнообразии дефиниций можно ска­зать, что современный Китай - это страна, где развивается рыночная экономика, но обществен­ный строй которой нельзя назвать демократиче­ским.

Во время дискуссии были высказаны три под­хода к перспективам политической трансформа­ции Китая:

- демократическая реформа в этой стране ста­новится все более актуальной, однако неблаго­приятный интеллектуальный климат объясняет медленный темп ее развития;

- политическая реформа уже проводится. Но она обусловлена спецификой Китая и потому ка­чественно отлична от демократических преобра­зований в обычном понимании;

- полномасштабной политической реформы нет, и она не нужна, поскольку монополия КПК на власть позволяет решать возникающие в об­ществе проблемы.

Первый подход. Его сторонниками заявили се­бя В. Михеев, М. Потапов, В. Кузнецова. По мнению В. Михеева, актуализации проблемы по­литических реформ Китая на современном этапе развития способствуют как внутренние, так и внешнеполитические факторы.

К числу первых относятся социально-экономи­ческое развитие и задачи поддержания социаль­ной стабильности. В социально-экономическом плане следует прежде всего отметить становление частного капитала. Оно началось с возникновения массы мелких и средних собственников; но в но­вом веке речь идет уже о крупном капитале. В Китае 10 официальных долларовых миллиарде­ров и несколько тысяч официальных миллиарде­ров в юаневом исчислении. Развивается средний класс. Сегодня это свыше 80 млн. человек, чьи до­ходы превышают 1 тыс. долл. в месяц, а размер собственности семьи - 100 тыс. долл.

Формируясь как субъект хозяйственной жиз­ни, частный капитал испытывает нарастающую потребность выражать свои интересы в политиче­ской форме. Этому способствует также расшире­ние доступа среднего класса и интеллектуальной части общества к современным информационно-коммуникационным технологиям, рост вовлечен­ности в глобальные интеллектуальные потоки.

Ускоренное экономическое развитие и станов­ление частного капитала сопровождаются в Ки­тае углубляющимся социальным расслоением. Аграрное население и городские рабочие низы все острее чувствуют кризис идей "справедливо­сти и равенства", на которых они воспитывались и которые формально остаются основными по­стулатами официальной идеологии.

Пока "протестный заряд" населения направ­лен на местных "плохих" руководителей, злоупо­требляющих властью. Поводами служат невы­плата зарплаты, невыплаты денег за конфиско­ванные под строительство земельные участки и т.п. Число протестов растет - 87 тыс. массовых выступлений против властей в 2005 г. против 74 тыс. в 2004 г.

Руководство Китая всерьез опасается перерас­тания локальных протестов в общенациональ­ные. Такие не санкционированные властью вы­ступления, как молодежные погромы японских заведений в 2005 г., показали, что Интернет и мо­бильный телефон имеют большую организаци­онную силу, чем партийные ячейки.

Не менее важным оказывается и внешнеполи­тический фактор. Сегодня Китай воспринимает­ся странами рыночной демократии как "экономи­чески свой" (конкурент, но играющий по миро­вым рыночным правилам), однако "политически чужой" (власть в стране монополизирована Ком­мунистической партией). Это создает проблемы двоякого рода. В экономической сфере иностран­ные конкуренты часто используют жупел "поли­тически чужого Китая" для блокирования актив­ности китайского капитала на мировых рынках, для торможения его экспансии за рубеж. В поли­тической сфере эти явления способствуют сохра­нению наследия холодной войны - дисбаланса сил на главной для Пекина политической площадке, в Восточной Азии. Речь идет о военно-политиче­ских договорах США с Японией и Южной Кореей при отсутствии аналогичных уравновешивающих соглашений со стороны Китая.

На все эти вызовы времени китайское руко­водство ищет ответы. Становление и укрупнение капитала заставило в 2004 г. внести изменения в Конституцию, где была закреплена неприкосно­венность частной собственности. Подверглись модификации нормы партийной жизни - бизнес­менам было предоставлено право осуществлять партийное руководство. Трансформировалась са­ма хозяйственная политика государства, все боль­ше уходящего от прямого вторжения в экономику и концентрирующегося на решении задач макро­экономического регулирования.

В социальной области протесты стали гласны­ми. Их зачинщики по-прежнему задерживаются властями, однако наказаниям подвергаются и местные партийные и хозяйственные руководи­тели, уличенные в злоупотреблениях. Жесточай­шими методами, вплоть до расстрела, ведется борьба с коррупцией. Параллельно вносятся из­менения в социально-экономическую стратегию с целью перераспределения национального дохо­да в пользу наименее обеспеченных слоев, смяг­чения налогового бремени на крестьянство.

Среди основных мер по преодолению "образа чужого" во внешнем мире назовем выстраивание новой линии в отношениях с США, которые от­ныне видятся китайскому руководству как глав­ный партнер на международной арене; открытие с 2003 г. политического и финансового диалога с "большой восьмеркой". Наконец, это активиза­ция в региональных форумах: АСЕАН плюс Ки­тай, АСЕАН плюс три (Китай, Япония, Южная Корея), ШОС, АСЕМ (Азия-Европа) и т.д.

Важно подчеркнуть, что пока руководство КПК не идет на радикальные политические ре­формы. Здесь и нежелание терять монополию на политическую власть, и опасение, что политиче­ские трансформации национального масштаба на фоне роста локальных протестных настроений могут привести к перерастанию местных выступ­лений в общенациональные и в итоге - к общей де­стабилизации. Сопряженная с реальным риском замедления экономического роста, она, со своей стороны, способна дополнительно усилить соци­ально-политическую напряженность.

Создается впечатление, что КПК пока не име­ет окончательного ответа на вопрос, как обеспе­чить баланс между экономическими и политиче­скими трансформациями. Обсуждение политиче­ской реформы в китайском обществе идет крайне осторожно и сдержанно, интеллектуалы боятся поднимать эту тему.

Однако подвижки наблюдаются и в этой обла­сти, в связи с чем обращают на себя внимание сле­дующие моменты.

- Реанимация тезиса Дэн Сяопина о "необхо­димости политических реформ для продвижения реформ в экономике", забытого после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г.

- Проявление интереса к изучению шведской и иных европейских моделей социализма. В Ки­тае начинают появляться идеи о возможной целе­сообразности изменения идеологической доктри­ны КПК с "коммунистической" на "социал-демо­кратическую".

-В 2005 г. на волне активизации контактов КПК и Гоминьдана возникла идея о возвращении после воссоединения с Тайванем к двухпартийной системе (КПК и Гоминьдан). Эта система, напом­ним, существовала до провозглашения КНР. Хо­тя сегодня Гоминьдан поддерживают "лишь" не­сколько миллионов тайваньцев, в будущем - при реализации идеи двухпартийное™ - эта партия могла бы "притянуть" политические силы, недо­вольные КПК. Вероятно, именно создание в бу­дущем двухпартийной системы на базе обладаю­щих исторической легитимностью КПК и Го­миньдана способно стать тем мостиком, по которому осуществится переход Китая к двухпар­тийной модели демократии.

Однако в целом все обсуждения реформ пока выглядят робкими и не имеют сколько-нибудь яв­ных политических последствий. Меры же полити­ческого реформирования, предлагаемые и прово­димые в жизнь КПК, как правило, не выходят за рамки ее монополии на власть. Среди них - во-первых, развитие внутрипартийной выборной де­мократии. Хотя отношения в партии по-прежне­му основаны на борьбе кланов, на келейности, на­званный процесс все же влияет на формирование новой политической культуры "верхов": до 8% депутатов Всекитайского собрания, народных представителей уже голосуют против предлагае­мых КПК решений или кандидатур на руководя­щие посты. Во-вторых, активизация других, фор­мально существующих, но на деле подконтроль­ных КПК политических партий (их всего 8).-распространение такой же практики на го­род;

- создание системы собраний рабочих и служа­щих как "передовой формы" демократии на пред­приятии. Собрания наделены правом давать оценки и предложения по премиям, охране труда, оценивать действия администрации, выбирать главу предприятия и т.п.;

- защиту религиозных прав населения;

- защиту социальных прав (пенсионное обес­печение, медицинское страхование, права неза­щищенных слоев населения, этнических мень­шинств);

-разделение партийной и правительственной демократии (вторичной по сравнению с партий­ной). Предусматривается развитие партийных выборов через альтернативное голосование, осу­ществление борьбы за руководящие посты на конкурентной основе, повышение роли пленумов партийных комитетов. При Ху Цзиньтао появи­лась практика отчета генсека перед Пленумом ЦК; хотя эти отчеты и не публикуются в печати, но раньше такой формы не существовало вооб­ще. Расширение правительственной демократии подразумевает усиление власти закона, внедре­ние правовых механизмов решения хозяйствен­ных споров, аудит деятельности правительства и проч.

При этом необходимо подчеркнуть, что Китай не стремится к полной демократизации системы. Хотя китайский режим способен к определенной подвижности. В 80-е годы много говорилось о де­мократии, о разделении партии и правительства; на рубеже этого и следующего десятилетий, по­сле событий на площади Тяньаньмэнь произошел откат. С середины 90-х годов началась ''условная оттепель", а при новой власти наметилась "уме­ренная заморозка". Китай не движется вперед по пути широкомасштабных политических реформ.

Опыт демократического развития Гонконга и Тайваня в Китае считают разочаровывающим. В Гонконге произошел раскол общества на пропекинские и антипекинские силы. На Тайване уси­ливается конфронтация власти и оппозиции. В обоих случаях управление парализуется. Это убеждает КПК, что демократия - это плохо, а ав­торитаризм - лучше и эффективнее.

Важно также учитывать, что нынешнее ки­тайское руководство - это люди, которые начали выезжать за рубеж, лишь став комсомольскими или административными руководителями. В от­личие от Дэн Сяопина, в молодости учившегося во Франции, нынешнее поколение руководите­лей провели время своей активной молодости, 50-60-е годы, внутри страны. Поэтому и сильны еще иллюзии-надежды на "демократию масс", "народную демократию", на то, что "партия и массы едины", хотя, с другой стороны, видно, что централизованная командная экономика не рабо­тает.

В китайском руководстве нет изменений в по­нимании существа демократии, но само это слово вводится в официальный лексикон наряду с поня­тием "политическая реформа". Последнее трак­туется так, как это выгодно КПК. В этом, как и в ряде других вышеописанных случаев, Китай ис­пользует те приемы псевдодемократических ре­форм, которые применялись в бывшем СССР и привели к весьма тяжелым последствиям. Форми­рование поля неофициальных дискуссий о демо­кратии в Китае пока невозможно.

Стратегически, подчеркнул Я. Бергер, отста­вание в области политических реформ может до­рого обойтись китайскому обществу, хотя в крат­косрочной и среднесрочной перспективе полити­ческий взрыв маловероятен.

В. Портиков присоединился к оценке реформ как псевдодемократических, отметив, что ряд на­правлений демократизации носит фиктивный ха­рактер. Например, собрания рабочих, которые на протяжении 25 лет реформ то исчезали, то появ­лялись. Реального продвижения к демократии нет и не предвидится.

А. Федоровский согласился с тем, что демо­кратизации в Китае не наблюдается.

О. Борох обратила внимание на то обстоятель­ство, что в современном Китае ученые не обсуж­дают проблемы демократизации. В упоминав­шейся выше "Белой Книге" по вопросам демо­кратии есть положения о гарантии прав человека, демократической политике и т.п. Но это - демо­кратия с китайской спецификой, уходящей корня­ми в тысячелетнюю историю, демократия под ру­ководством КПК. В "Белой Книге" нет и речи об оппозиции, о свободном парламенте, о разделе­нии властей.

Тема демократии обсуждается в ходе офици­альных дискуссий в рамках таких тем, как "гармо­ничное общество", не более. Общие установки -необходимость придерживаться курса на постро­ение "правового государства"; неприемлемость "западной модели демократии" - остаются преж­ними. В обоснование последнего тезиса ссылают­ся на неудачный опыт постсоветских республик, "цветные революции" 2005 г., которые препят­ствовали сплочению политической элиты, под­рывая тем самым социальную стабильность и на­нося вред экономическому росту.

Вместе с тем в качестве одной из форм демо­кратизации китайского общества можно рассмат­ривать участие национальной интеллигенции в процессах подготовки и принятия правитель­ственных решений. В этом проявляется демокра­тичный по сути союз "трех элит": власти, бизнеса, интеллигенции. В 90-е годы интеллигенция уси­лила влияние на власть на этапе принятия решений, хотя при этом и ослабло ее влияние на обще­ство. Новой инфраструктурной основой союза стал Интернет, посредством которого можно участвовать в общенациональных дискуссиях. В настоящий момент они сосредоточены на темах экономического развития и в этом варианте по­ощряются властью. Наблюдается большая от­кровенность при анализе социально-экономиче­ской ситуации.

Однако обсуждение такого вопроса, как отме­на монополии КПК на власть, не допускается. Устанавливаются пределы участия интеллекту­альной элиты в обсуждении политических вопро­сов. Так, в 2004 г. в китайских журналах разверну­лась дискуссия о роли "публичной интеллиген­ции". Журналисты стали составлять списки 50 наиболее влиятельных интеллектуалов страны из среды интеллигенции, в том числе творческой, не включая в эти списки представителей высшего партийного руководства. Однако на определен­ном этапе спор, кто важнее и влиятельнее в ки­тайском обществе, был запрещен под тем предло­гом, что "это противопоставляет партию интел­лигенции". Обществу напомнили о старом выражении Мао: "Коль кожи нет - на чем дер­жаться волосам", намекая на то, что кожа — это именно партия. Таким образом была блокирова­на попытка интеллектуальной элиты взять на се­бя часть политических функций.

Но в других, неполитических сферах, дискус­сии продолжаются и расширяются, причем анали­зируются в основном не глобальные, а более уз­кие направления, как коррупция и законодатель­ство. Споры идут между неолибералами и новыми левыми. Роль экспертного сообщества в принятии политических решений остается значи­тельной.

Третий подход наиболее четко проявился в вы­ступлении В. Портякова. По его мнению, пра­вильнее было бы говорить не о демократизации Китая, а о реформе его политической системы. Причем китайскую ситуацию надо анализиро­вать, исходя не из универсальных, а из специфи­чески китайских критериев демократии. В этом смысле существующая в стране политсистема га­рантирует экономическое развитие, защищает население от внешних угроз, обеспечивает соци­альную стабильность, хотя в этой области и име­ются проблемы.

Китай считается в мире "недемократическим" государством. Он вынужден терпеть нападки За­пада в этой области и идти ему на уступки. Одно­временно "недемократичность" создает проблемы и внутреннего характера - отсутствие демократии порождает недовольство китайской интеллиген­ции. Ответом на оба эти "вызова" служат выдви­гаемые "для внутреннего пользования" идеи о за­щите личности, ее прав и свобод, диалог о правах человека с Западом. Но все это - не более чем иг­ра в реформу. По сути, китайское руководство обеспокоено главным образом тем, что измене­ния в политической системе приведут к краху ста­бильности в стране. Это руководство считает, что радикальные перемены возможны лишь в дале­ком будущем, их нельзя производить при наличии массы неграмотных выборщиков. Максимум, на что Китай может идти сегодня, - формирование новой культуры выборов (наличие альтернатив­ных кандидатур), развитие низовой демократии в таких формах, как выборы в микрорайонах - ре­альные зачатки самоуправления.

В целом политсистема советского типа в Ки­тае сохраняет потенциал жизнеспособности. Происходящие там процессы неоднозначны - не все старые общественные основы размываются. То, что происходит в Китае сегодня, не является политической реформой в полном смысле. Но Китаю сейчас и не нужна демократизация. Ему важно сконцентрировать усилия на реформиро­вании самых слабых звеньев политсистемы, в частности, преодолеть подчиненность суда испол­нительной власти.

Участники дискуссии предложили также срав­нительный анализ политических реформ в Китае, с одной стороны, в России и странах Центральной Азии - с другой.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые принципы сингапурской демократии | 

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 2217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия