Какие механизмы воздействия на человеческую психику применялись в эпоху первобытности и первых восточных цивилизаций?
Майевтика -искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно заданных наводящих вопросов. –используется до сих пор в психологии (консультирование). Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Тема 3. Глоссарий: Анамнезис (воспоминание, припоминание) по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. (Философский энциклопедический словарь. 2010.) Античная телесность -понятие, возникшее в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от антропоморфирующих кодов. Геоцентризм -это старое мировоззрение, согласно которому Земля является центром Вселенной. (Философский энциклопедический словарь. 2010.) Гилозоизм -учений о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи (Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.) Космизм (античный) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамар-дашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. .(Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.) Калакагатия - термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. (Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.) Маевтика - предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. -это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов. В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию .(Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.) Мировая душа- единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Натурфилософия- исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания (Шичалин Ю. А. Душа // Античная философия. Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-традиция, с.352-357) Сократическая беседа - повивальное искусство – майевтика – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов. В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию. (Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.)
Персоналии: Античные натурфилософы: Фалес Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде. По замечанию Гераклита-Аллегориста: Влажное вещество, с легкостью преображаясь всевозможные (тела), принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наиприличнейшим элементом. По замечанию Плутарха: «Египтяне говорят, что Солнце и Луна объезжают небо не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождение из влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и „родителем“ всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян»[. Фалес полагал, что Космос — един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному строю вещей. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой, ψυχή). Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха:
|