Окамм У.
В творчестве Оккама парадоксальным образом сочетались две тенденции: с одной стороны, он стремился в максимальной степени обособить знание от веры, полагая вслед за Аристотелем, что в философском и научном познании человек может и должен опираться исключительно на естественные способности – чувство и разум; с другой стороны, постановка и способ решения философских и логических проблем у Оккама подчинены, как правило, обоснованию определенных теологических концепций. Только всемогущий и абсолютно трансцендентный Бог обладает необходимым бытием, в то время как и существование сотворенных вещей, и все их характеристики случайны, т.е. не определяются природой самих вещей, но полностью зависят от воли Творца. Выдвижение на первый план при рассмотрении атрибутов Бога свободы воли – характерная черта августинизма; как и большинство теологов-францисканцев, Оккам остается в русле августинианской традиции. (Покровский Н.Б., Последний схоластик: жизнь и учение Уильяма Оккама, журнал «Личность и Культура», 2012 г., N 2, c. 74. Фома Аквинский Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (еssentia) и существования (esse, ехistensia). Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вытекает из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обусловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответствует главным принципам христианского монотеизма. В понимании Сущности и существования Аквинат использует и такие категории Аристотеля, как материя и форма. Материальные вещи представляют собой синтез неопределенной, пассивной материи и активной формы. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистентном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией тела), входят в пассивную материю. У Аквината форма всегда выступает в единстве с материей с одним исключением: форма всех форм — бог — является нетелесной. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет лишь форму. (Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.) Тема 5 Глоссарий
Антропоцентризм (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.) Возрождение- — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. (Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907._) Гелиоцентри́зм, гелиоцентризма, муж. (от греч. helios - солнце и лат. centrum - центр) (астр.). Теория, принимающая солнце за центр, вокруг которого происходит движение планет. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.) Гуманизм — направление в философии, идеологии и социальном познании, считающее главной ценностью человеческого существования его реальную, земную жизнь, создание в обществе условий, обеспечивающих достойную человека материальную и духовную жизнь, максимальное раскрытие творческого потенциала каждой личности .(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.) Пантеизм (греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия .(Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г). Персоналии:
|