Мировосприятие в эпоху первобытности. Представление о человеке и его душе в эпоху первобытности и древних цивилизациях.
Древневосточные цивилизации внесли огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов исцеления. Описывая развитие психиатрии в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Персии, Индии, авторы справедливо обращают внимание на ее магические аспекты, на то, что она была органической частью религиозной практики. Останавливаясь на освещении конкретных текстов и медицинских достижений психиатрии, они, однако, обходят молчанием трансфизическое понимание природы духовности в этих цивилизациях, позволявшее включать индивидуальную психику и психическую энергию человечества в мета-психическую стихию космоса, что и определяло во многом непостижимые для современного сознания методы воздействия на внутренний мир и ментальность человека. Ветхий Завет принес новое понимание здоровья и болезни, источником и дарителем которых выступал Бог — творец мира и податель жизни. Безумие рассматривалось как великая божественная кара за неверие или грех, и только Бог мог дать полное исцеление. Практическое врачевание было как бы человеческой реализацией воли создателя. Древнегреческий этап в “истории психиатрии” представлен в книге как “наивно рационалистический”, когда греческие мыслители “сталкивались с той же самой дилеммой, что и современные биологи, пытаясь применить для понимания природы живых организмов механистические объяснения”. Великие греческие философы Платон и Аристотель разработали оригинальные, во многом противоположные концепции человеческого сознания и учения о душе, повлиявшие на всю дальнейшую философию и культуру. Греческие врачи дали серьезную классификацию душевных заболеваний и предложили системные варианты их лечения. Но рационалистические представления греков были внешне гармоничной надстройкой над хаосом мифологических и магических представлений о бесконечных, многоформенных и многосмысленных психических взаимодействиях, пронизывающих великий космос — вселенную, и малый космос — человека. Эти представления во многом определяли характер медицины и в эллинистический период, придав ей особую гибкость, разнообразие и глубину, предвосхитив ряд современных подходов в психологии и психиатрии, в частности особую роль сновидений в психическом мире человека, значение бессознательной сферы для мотиваций поступков людей и человеческих сообществ и многое другое.
Выделить основные психологические механизмы и приемы, с помощью которых древние врачеватели добивались желаемого эффекта – воздействия на больного и его излечения. В каких областях психологической (и не только) практики данные механизмы и приемы используются до сих пор. Проанализировав изложенные выше тезисы, к какому выводу можно прийти. Сократ: Майевтика -искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно заданных наводящих вопросов. –используется до сих пор в психологии (консультирование). Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Гиппократ, основывался на смешении жидкостей организма, представил четыре типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.-сегодня функциональные механизмы, положенные в основу гиппократовской классификации, не могут быть приняты, но определения типов остались и действительно отражают темпераментные особенности человека. Вывод:Развитие философии на протяжении последующих веков сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Как древние люди понимали феномен души человека? Как описывали данный феномен представители древних Восточных цивилизаций? Какими свойствами наделялась человеческая душа? Душа - способность, которая придает движение телу, то что делает его живым. «Движение- это жизнь».
|