Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы защиты





Предположение, что психика разделена на Эго и Ид, само по себе не объясняет связи между симптомами и воспоминаниями, обнаруженной психоанализом. Например, оно не объясняет, ка­ким образом впечатления, вытесненные в область бессознательно­го, могут влиять на поведение, как в случае с невротическими симптомами. Необходимо также понять, почему некоторые болез­ненные воспоминания «забываются», почему они вызывают сим­птом физического недуга и почему симптом исчезает, когда вос­поминание возвращается.

Фрейд с интересом отмечал, что все наиболее важные воспо­минания, которые в конце концов удавалось выявить во время сеансов психоанализа, актуализировались не так легко. Несмотря на инструкции, полученные пациентом, наиболее важные намеки на природу этих воспоминаний, как правило, отвергались им как несущественные, упоминались вскользь или же их значимость сни­жалась другим способом. Их можно было восстановить только в результате тщательного прослушивания и изучения аналитиком. Мысли и воспоминания, которые были вытеснены в сферу бес­сознательного, по-видимому, не исчезали. Воспоминание о трав­мировавшем событии не стирается со временем и продолжает оказывать мощное влияние на поведение. Это объясняет, почему сим­птомы истерии могут быть явно связаны с событиями, которые произошли много лет назад, но продолжают оставаться неосозна­ваемыми и неразрешенными.

Возникает предположение, что существуют какие-то силы (ко­торые пациентом не осознаются), пытающиеся удерживать болез­ненное воспоминание вне сознания. Их называют механизмами за­щиты. Фрейдом и его последователями было предложено свыше 12 таких механизмов. Наиболее известный из них называется репрес­сией; в ранних работах Фрейда этот термин используется как ана­лог механизма защиты. Подразумевается, что разум стремится за­быть — вытеснить из сознания — болезненные воспоминания и желания. Однако подавленное желание или воспоминание не пе­рестает существовать, когда оно попадает в бессознательное. На­против, получая энергию от либидо, оно постоянно стремится снова вернуться в сознание, результатом чего является постоян­ная битва, происходящая между желанием (которое репрессиро­вано в Ид) и механизмами защиты.

Механизмы защиты могут идентифицировать первичное жела­ние и бороться с его попытками вновь вернуться в сферу сознания. В этом контексте своего рода связующим звеном служит тревога. Когда подавленное желание или воспоминание пытается вернуть­ся в сферу сознания, уровень тревоги предположительно возраста­ет и это служит пусковым сигналом для включения механизмов защиты. Замаскированные и неузнаваемые заместители первичных желаний могут, однако, вторгнуться в сознание. Они могут про­явиться как мечты, фантазии или как невротические симптомы.

Из этого следует, что чем больше человек вытесняет травми­ровавшие его события в Ид, тем сильнее механизмы защиты, ко­торые требуются, чтобы удерживать их там. Тогда каждый человек в той или иной мере является невротиком, потому что все мы насильственно отправляем болезненные воспоминания в бессоз­нательное (репрессируем), откуда они продолжают оказывать вре­доносное влияние на наши чувства и поведение. Поскольку меха­низмы защиты действуют только на идеи и образы восприятия (см., например: Freud, I932, лекция 32), эмоциональное напря­жение, ассоциированное с идеей, вместо того чтобы подвергнуть­ся репрессии, преобразуется в тревогу.

Невроз, таким образом, представляет собой результат репрес­сии или другой формы защиты от эмоционально отягощенных воспоминаний или мыслей. Поскольку все люди используют меха­низмы защиты, а напряженность репрессированного воспомина­ния со временем не ослабевает (при допущении, что оно никогда не попадет в сферу сознания, как это происходит в ходе психоана­лиза), из этого следует, что все взрослые люди будут более или менее выраженными невротиками. Иначе говоря, Фрейд верил, что его модель личности, созданная благодаря изучению пациен­тов-истериков, должна быть распространена и на «нормальных» людей: не существует качественных различий между психически­ми процессами истериков и обычных индивидуумов. Это один из первых примеров того, что теперь известно как «гипотеза непре­рывности» (Morris, 1985).

Ночью действие механизмов защиты несколько ослабевает и содержание Ид может проникать в Эго в завуалированной форме, часто в виде символов. Имея в виду природу Ид, не следует удив­ляться, когда обнаруживаешь, что многие из этих символов име­ют сексуальный характер, например, пенис может быть представ­лен в виде палок, кинжалов, телескопов, бидонов для воды, удо­чек для ловли рыбы, стоек и т.д. Природа тревожных снов теперь должна быть более понятной. Такие сны возникают, когда содер­жание Ид действует слишком сильно или недостаточно завуали­рованно, в результате чего волна тревоги заставляет механизм за­щиты остановить его и мы, вздрагивая, просыпаемся.

Репрессия — наиболее грубый и примитивный тип механизмов защиты. Когда Эго защищается от эмоционально отягощенных вос­поминаний, поступающих из сферы бессознательного в область сознания, оно будет просто пытаться противостоять силе, которая продвигает воспоминания в сознание, и силой же возвращать их в Ид. Таким образом, репрессия защищает память от воздействия угрожающего памяти воспоминания или инстинкта. Другой меха­низм защиты — изоляция, при которой инстинкт или воспомина­ние могут быть допущены в сознание, потому что все важные эмо­ции, ассоциированные с влечением, устраняются. Например, аг­рессивные инстинкты могут быть эффективно погашены, если человек приобретает профессию хирурга. Резание живых тел с по­мощью скальпелей, пил и коловоротов может вполне удовлетво­рить мириады агрессивных и садистских побуждений, поступаю­щих из Ид, в то время как это действие в целом совершается с Огромной эмоциональной отчужденностью и его подлинные мо­тивы никогда не проникают в сознание. Действительно, Эго будет стойко защищать убеждение, что профессия была выбрана по са­мым альтруистическим причинам.

Проекция — это приписывание своих собственных необуздан­ных фантазий, импульсов и т.д. другим людям. Например, агрес­сивный человек может воспринимать других как носителей агрес­сии, хотя в действительности они таковыми не являются. Замеще­ние объекта («вышвыривание кошки») — выражение сексуального или агрессивного желания, но направленного на замещающую личность, животное или предмет. Этим хорошо объясняется попу­лярность спортивных состязаний и видеоигр.

Формирование реакции возникает, когда Эго реагирует так, как будто постоянно присутствует угроза (со стороны Ид). Таким обра­зом, человек, имеющий сильные агрессивные побуждения, может посвятить свою жизнь делу пацифизма, чтобы противостоять аг­рессивным инстинктам в тех случаях, когда они угрожают Эго. Формирование негативной реакции в отношении сексуальных же­ланий может привести к возникновению притворной добродетель­ности, которая явно присутствует в деятельности участников кам­пании по «очищению телевизионных программ». Как отмечал Пол Клайн, если кто-то решит, что его долг — контролировать телеви­зионные программы в поисках признаков порока и развращенно­сти, то такой «блюститель нравственности» под вполне благовид­ным предлогом увидит много «грязи» в самых безобидных переда­чах. В результате будут удовлетворены требования Ид, но в то же время подлинные мотивы столь энергично развернутой кампании будут скрыты от Эго.

Естественно, мы рассмотрели не все механизмы защиты, их гораздо больше, и некоторые из них были описаны последовате­лями Фрейда. О наиболее популярных механизмах защиты можно прочитать в книге Клайна (Kline, 1984) или в любой работе, упо­мянутой в конце этой главы. Кроме того, из некоторых приведен­ных примеров никоим образом не следует, что каждый хирург выбрал свою профессию вследствие наличия у него неосознавае­мых агрессивных побуждений. При отсутствии хороших психоло­гических средств измерения «силы бессознательных агрессивных влечений» невозможно подвергнуть это предположение проверке. Однако эти примеры служат иллюстрацией того, как Эго может допускать удовлетворение различных инстинктивных побуждений, удерживая человека в счастливом неведении относительно истин­ных мотивов его поведения.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия