Комментарии к темам контрольных работ
Ниже приведены основные пояснения к работе с темами и некоторые источники, описанные в краткой форме (полное описание – см. в списке литературы в конце данных методических указаний). Тема 1. Типология знаков ориентирования в системе графического дизайна общественного пространства города. Тема подразумевает раскрытие существующих типологий знаковой графики в условиях городской среды или предложение собственного варианта типологизации, основанного на прочтении информационных источников, личного пользовательского опыта, знаниях о возможностях и ограничениях определённых социальных групп в средовых условиях. Источниками по теме могут выступать труды: Бергер К. Путеводные знаки, 2005; Как № 4 (44), 2007; Мунипов В. М. Эргономика, 2001; Рунге В. Ф. Эргономика в дизайне среды, 2005 и другие, в зависимости от выбранной специфики контрольной работы. Привлечение собственных источников является обязательным условием написания работы. Тема 2. Принципы проектирования визуальной навигации в интерьере социально значимых учреждений. В отличие от первой данная тема подразумевает описание принципов визуальной навигации в интерьерной среде. В неё входят как знаковые (графические) элементы навигации, так и вербальные (словесные) – все в визуальном контексте. Должны быть представлены подходы к эргономике и типы информационных носителей, их графическая (дизайнерская) сторона и используемые материалы: Бергер К. Путеводные знаки, 2005; Рунге В. Ф. Эргономика в дизайне среды, 2005; Самара Т. Создавая и ломая сетку, 2005 и другие, в зависимости от выбранной специфики контрольной работы. Привлечение собственных источников является обязательным условием написания работы. Тема 3. Роль и специфика шрифта в системах визуальной навигации в городе. Тема предполагает изучение каких-либо конкретных систем визуальной навигации в городе (дорожные знаки, карты местностей, таблички, навигация в метро и др.). Необходимо рассмотреть уровень визуальной поверхности таких систем, где основным акцентом будет рассмотрение специфики шрифта, его роли. Необходимо проанализировать строение шрифта, читаемость, его работу в разных климатических условиях (зависит от конструкции носителей навигации, напр., где есть светодиоды или объемные буквы), разных суточных ритмах и разных условиях человеческого восприятия. Сопоставить это с контекстом использования (напр., считываемость на скорости). Вариантов фокуса темы множество. Подразумевается работа с собственными и заданными источниками: Бекишев М. А. Шрифт в системах визуальной навигации, 2011; Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя, 2013; Как № 4 (44), 2007; Как № 2–3 (62-63), 2012; Кирсанов Д. Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия, 2000; Рунге В. Ф. Эргономика в дизайне среды, 2005. Тема 4. Эргономика шрифта в экранных интерфейсах. На этапе определения фокуса контрольной работы необходимо определиться с типом и видом экранного интерфейса: ТВ, монитор, мобильное устройство; интерфейс компьютерной программы, мобильного приложения, кассового терминала, инфомата и т. д. и т. п. После выбора интерфейса уже можно приступать к формированию структуры и контента работы. Нужно помнить, что эргономика экранных шрифтов серьезно зависит от технических параметров дисплея, которые также могут стать предметом изучения в контексте работы. В качестве базовых источников можно пользоваться следующими: Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя, 2013; Раскин Дж. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем, 2005; Статьи // UX Fox. URL: http://www.uxfox.ru/category/articles; Тидвелл Д. Разработка пользовательских интерфейсов, 2008; Феличи Дж. Типографика, 2005. Тема 5. Основные принципы графического кодирования информации. Тема предполагает рассмотрение на конкретных примерах интерфейсов применение основных принципов графического кодирования информации. В работе должны быть изложены теоретические основания темы, представлен анализ практического их применения с выявлением проблемных мест в выбранных интерфейсах. Под интерфейсом может пониматься точка взаимодействия человека и машины (напр., программная оболочка и др.), точка взаимодействия человека и компании (напр., веб-сайт), точка взаимодействия человека и города как сложной системы (напр., интерфейсом транспортной системы является карта метро). В качестве базовых источников выступают: § 106. Кодирование. Часть первая // Ководство / А. Лебедев; § 107. Кодирование. Часть вторая // Ководство / А. Лебедев; Желязны Д. Говори на языке диаграмм, 2004; Мунипов В. М. Эргономика, 2001; Tufte E. Envisioning Information, 1990. Тема 6. Основные принципы цветового кодирования информации. Тема является частным случаем темы № 5 и требует изучения применения основных принципов цветового кодирования в интерфейсах, которые студент выбирает самостоятельно, исходя из своих профессиональных интересов. В основе работы должны быть отображены теоретические основы цветового восприятия и подходы к применению цвета в целях кодирования информации. В качестве источником можно использовать: Желязны Д. Говори на языке диаграмм, 2004; Иттен И. Искусство цвета, 2001; Мунипов В. М. Эргономика, 2001; Tufte E. Envisioning Information, 1990. Тема 7. Понятие графического дизайна среды: история возникновения, ключевые фигуры проектировщиков знаков ориентирования. Основным источником по теме является книга «Путеводные знаки», в котором «графический дизайн среды» является отправной точкой для авторов. Из текста книги необходимо вычленить основные тезисы и определить круг профильных дизайнеров, проанализировать их работы. Так же необходимо пользоваться дополнительными источниками, сравнивать взгляды разных авторов в контексте заданной темы. Некоторые источники для написания работы: Батлер Д. и др. Универсальные принципы дизайна, 2012; Бекишев М. А. Историография визуальных систем ориентирования в пространстве, 2011. Бекишев М. А. Шрифт в системах визуальной навигации, 2011; Бергер К. Путеводные знаки, 2005; Тема 8. Особенности зрительного восприятия шрифта: «видимость» и читаемость. В теме необходимо рассмотреть общетеоретические основы эргономики шрифта: рисунок знаков, распознавание текста человеком, типология шрифтов для печати и экранов и др. Можно сфокусироваться в работе на технических аспектах шрифта в экранных интерфейсах, в неэкранных интерфейсах (здесь нужно понимать интерфейс в гуманитарном контексте — см. конспект лекций). Базовые источники по теме: Королькова А. Живая типографика, 2011; Феличи Дж. Типографика, 2005; Шрифт: Журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях. Тема 9. Специальные указатели для инвалидов – интерфейс городской среды. В рамках темы необходимо представить теоретические положения и рассмотреть их работу в конкретных условиях реальной городской среды. В работе наряду с мировым опытом желательно использовать собственные наблюдения, зафиксированные в виде фотографий. Источники по теме: Бергер К. Путеводные знаки, 2005; Гейл Я. Города для людей, 2012; Леонтьева Е. Г. Доступная среда глазами инвалидов, 2001; Рунге В. Ф., Ю. П. Манусевич. Эргономика в дизайне среды, 2009. Тема 10. Типичные элементы системы ориентирования на транспорте. В рамках темы необходимо взять одну из систем ориентирования на транспорте (напр., карту любого вида общественного транспорта) в нескольких городах (напр., карты лондонского, нью-йоркского и московского метро), проанализировать, вычленить типичные элементы и описать их использование. Элементами могут быть визуальные и вербальные структуры, отдельные графические приемы, коды, «поведение» этих структур и т. д. За основу могут быть взяты также экранные системы (сайты-навигаторы, GPS-устройства и др.). Можно пользоваться заданными и собственными источниками: Бергер К. Путеводные знаки, 2005; Венетикидис А. Разбираясь в картах города [Электронный ресурс]; Схема линий московского метро 2.0 / Студия Артемия Лебедева; Metropolitan Transportation Authority [Electronic resource]; Transport for London [Electronic resource]; Tufte E. Envisioning Information, 1990. Тема 11. Цифровые продукты и «компьютерный» стиль мышления. Основным источником по теме является книга Алана Купера «Об интерфейсе». В работе необходимо раскрыть проблематику «компьютерного» стиля мышления и его ограничения в проектировании успешных интерфейсов. Желательно представить в работе собственные примеры: скриншоты программных оболочек, личных кабинетов пользователей и др., демонстрирующие «компьютерный» стиль мышления. Эти примеры необходимо проанализировать на предмет возможности улучшения интерфейса для пользователя. Источники по теме: Головач В. Дизайн пользовательского интерфейса 2 [Электрон. ресурс]; Купер А. Алан Купер об интерфейсе, 2009; Раскин Д. Интерфейс, 2005. Тема 12. Сетка и модуль – основа визуального проектирования. В работе необходимо изложить понимание основных понятий, теоретические основания модульного проектирования. На конкретных примерах интерфейсов необходимо разобрать их визуальную структуру, произвести графический анализ и описать полученные результаты. Тема посвящена принципам верстки, которые сегодня также используются в экранных интерфейсах. Некоторые источники по теме: Гарретт Д. Веб-дизайн, ориентированный на пользователя, 2008; Круг С. Веб-дизайн, 2008; Лаптев В. Модульные сетки, 2007; Самара Т. Создавая и ломая сетку, 2005; Тидвелл Д. Разработка пользовательских интерфейсов, 2008; Херлберт А. Сетка, 1984. Тема 13. Эргономика «кликов» по сайту. Тема предполагает исследование перемещения пользователя по сайту. Центральными вопросами являются: оптимальная глубина перемещений в поисках нужной информации, эффективность элементов навигации сайта, когнитивные пределы восприятия информации на сайте, графические решения, облегчающие и усложняющие выбор («клик») пользователя и др. Автор работы сам определяет контекст и фокус темы, но должен работать с конкретными примерами. Для этого необходимо выбрать несколько сайтов и проанализировать их. Анализируемые сайты должны быть связаны одной тематикой или типологией ресурса. Некоторые источники по теме: Гарретт Д. Веб-дизайн, ориентированный на пользователя, 2008; Круг С. Веб-дизайн, 2008; Статьи // UX Fox. URL: http://www.uxfox.ru/category/articles. Тема 14. Эргономика названий разделов и других вербальных элементов веб-сайта. Данную тему необходимо раскрывать через анализ стилистики языка, основ человеческого восприятия вербальной информации, через сложившуюся практику формирования меню сайтов, через понятие поисковой оптимизации (SEO) и другие. Фокус работы выбирает сам автор, при этом необходимо проанализировать конкретные примеры сайтов, объединенные одной тематикой. Некоторые источники по теме: Гарретт Д. Веб-дизайн, ориентированный на пользователя, 2008; Первая книга SEO-копирайтера, 2012; Статьи // UX Fox. URL: http://www.uxfox.ru/category/articles; Унгер Р. UX-дизайн, 2011.
|