Студопедия — Развитие культуры психотехники аффективной саморегуляции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие культуры психотехники аффективной саморегуляции






Помимо развития культурных средств непосредственной организации активных отношений с миром на основе третьего уровня развивается и культура саморегуляции: тонизирования, стабилизации аффективных процессов, борьбы с астеническими переживаниями.

Культура тонизирования переживанием осиленной, уже не страшной опасности, как мы уже говорили, сопровождает нас с раннего детства, с первых игр с приближением лица близкого, с подбрасывания на руках и коленях, с предложения "Сейчас я тебя съем", с первых "А вот я тебя сейчас догоню", с любимых нелепиц и страшных сказок, которые рассказываются на ночь, усиливая ощущения атмосферы уюта, защищенности, любви, окружающей маленького ребенка.

Каждая, культура вынянчивания ребенка в большом разнообразии предлагает ему все эти восхитительные переживания. Когда он подрастает и попадает в детскую компанию, эта стимуляция усиливается. Культура детских игр, детский фольклор вызывают у него эти переживания в еще более острой форме. Очень рано в нашу жизнь вносится дух соревнования, азарт игры, спортивные развлечения.

Эта стимуляция не прекращается с детством. Мы испытываем особое чувство, когда, устроившись уютно в кресле, прислушиваемся к вою ветра и шуму дождя за окном, но часто мы стараемся раскачать эти качели сильнее, и если не продолжаем заниматься спортом, туризмом или играть в азартные игры, то хотя бы болеем за других игроков и любим читать о путешествиях, приключениях, тайнах. И в общем мы все, даже самые домашние люди, понимаем, что тянет других заниматься альпинизмом или спелеологией.

В большинстве своем современное, искусство сюжетно, а значит оно массированно несет нам переживание события, приключения, нагнетания напряжения и развязки. Характерно особое внимание жанрам остросюжетного, приключенческого, детективного рассказа или фильма, стимуляция прямым символическим переживанием ужаса.

Параллельно с развитием средств стимуляции переживанием осиленной опасности, героического приключения формируется и культура борьбы с астеническим переживанием бессилия перед обстоятельствами, грозными силами, собственным страхом. Мы уже говорили о том, что третий уровень дает возможность десенсибилизации страха в его символическом переживании. Одним из мощнейших средств овладения страшным является его осмеяние. Так, М. М.Бахтин (1965), в тысячелетней смеховой культуре выделяет уже в древнейших образах народного творчества специальные формы борьбы со страхом, с предчувствием и памятью о неизбежной гибели. Ритуальный смех, сакральная ритуальная брань - осмеяние грозных высших сил являются необходимыми двойниками древних героических мифов.

Рассматривая особенности народной смеховой культуры средневековья и ренессанса, М. М. Бахтин подчеркивает и в этом случае ее связь с критическими моментами бытия и выделяет ее функцию борьбы со страхом. Создаются специальные культурные формы умаления страшного: оно представляется как "смешное страшилище". Страх уничтожается в зародыше смехом и оборачивается ликующем весельем карнавала.

Для нас очень важно, что М. М. Бахтин отмечает глубокую активность смехового образа и сравнивает его организацию с колесом свободных аффективных символов или с их качелями. Он также считает, что эти образы отражают не статику, а динамику явления, его становление, когда аффективно очевидны оба его двоящихся амбивалентных полюса: побоище и мир, кровь и вино, смерть и возрождение. Акцент переживания падает на положительный полюс - утверждение жизни, которое запускает переживание, контролирует его, дает ощущение ликующей победы.

При этом механизм третьего использует аффективный материал других уровней. Торжествующее усиление положительного полюса, дающее преобразующую силу аффективному механизму колеса или качелей, достигается за счет гротескного обогащения его символами второго уровня - образами материально-телесного ряда: плодородии, роста, избытка хорошего качества. Снижение уровня переживания тоже происходит за счет переведения его в материально-телесный низ, в образы еды, питья, пищеварения, испражнений, половой жизни, зачатия и рождения, что одновременно умаляет страшное и возрождает из него. Смерть, похороны оборачиваются пожиранием, испражнением и одновременно зачатием и рождением из материнского лона. Процессы агонии и родов аффективно связываются, совмещаются, и смерть побеждается, входя в целое жизни как ее часть, как необходимый момент возрождения, могила оказывается матерью - сырой землей, залогом нового рождения и наслаждения.

Страх преодолен мудрым смехом, целое уже не пугает, но это достигается, как мы уже говорили, за счет снижения аффективного уровня сознания, ведь целое здесь - это телесная жизнь рода. Бесстрашно смеющееся сознание утверждается здесь за счет отказа от индивидуального переживания, прививки аффективного механизма третьего уровня к стволу энергии символов второго уровня.

Это один из возможных культурных архетипов освобождения от страха, спасения в кризисные минуты жизни, но Существует, как мы будем обсуждать далее, и возможность организации освобождающих от страха качелей на основе прививки переживания третьего уровня к образам высшего, четвертого, уровня, когда мы поднимаемся к другой столь же древней форме борьбы со страхом - трагическому катарсису свободного героического выбора зиждительной гибели. Эти разнонаправленные культурные архетипы преодоления страха, трагического и смешного тоже активно взаимодействуют, развивают и дополняют друг друга, и творчество Шекспира, Сервантеса, Гоголя, Платонова, Булгакова свидетельствует об этом.

* * *

Таким образом, пытаясь кратко охарактеризовать вклад третьего уровня в организацию наших взаимоотношений с миром, мы должны будем сказать, что благодаря развитию его механизмов мы получаем возможность развернуть активный и гибкий диалог с обстоятельствами. Он вносит в нашу жизнь новизну и азарт, позволяет принимать решение, сосредоточиваться на преодолении трудностей и стремлении к достижению, служит основой интеллектуального развития и, прежде всего, понимания причинно-следственных связей, закладывает основу развития уровня притязаний субъекта. Механизмы этого уровня способствуют формированию средств саморегуляции, лежат в основе развития фантазии, позволяют осмеять страшное, делают искусство сюжетным.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и этот уровень при всех своих возможностях не является универсальным в организации нашего поведения и сознания. Он направлен на разрешение своего класса адаптивных задач и не может подменить другие уровни. Так, в частности, он способен дать нам переживание активного субъекта действия, концентрировать на разрешении отдельных задач, но без поддержки других уровней мы теряем ощущение целостной ситуации, индивидуальной связи с миром.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия