ОБЩЕСТВО
Ветроэнергетика является нерегулируемым источником энергии
Содержание
Общество - стр. 2.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество - это динамичная (саморазвивающаяся, постоянно изменяющаяся) система (комплекс взаимодействующих элементов).
Разные взгляды на развитие общества 1. Мифологический 2. Религиозный 3. Философский · Античная философия. Аристотель считал, что общество - это объединение для удовлетворения социальных инстинктов · Средневековая философия. Фома Аквинский понимал общество как вид человеческой жизнедеятельности, предопределенный Богом. · Философия нового времени. - «Теория общественного договора». На основе философии древнегреческого ученого Эпикура теория была развита Т.Гоббсом, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо. Они выдвинули идею «естественных прав». - Г. Гегель дает понятие «гражданского общества». · XIX век. - О. Конт выделяет понятие «социология» и она становится самостоятельной наукой. - К. Маркс разрабатывает теорию материализма, учение об общественно экономических формациях. Он считал, что решающую роль в развитии общества играет материальное производство (экономика) и народные массы, а духовная сфера лишь отражение материальной жизни людей.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Эти два подхода не исключают друг друга. 1. Формационный подход. Марксистская школа. Исторический процесс – закономерная, объективная смена общественно экономических формаций. К. Маркс выделяет пять этапов: первобытно общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Общественно экономическая формация (способ производства) – исторически определенный тип общества, возникший на основе определенного способа производства материальных благ. Основа каждой формации – производственные отношения (экономический базис). Они определяют производительные силы – это люди, орудия труда, средства, труда, предметы труда. Переход от одной формации к другой происходит в результате возникающего конфликта (революции) между постоянно развивающимися производительными силами и консервативными производственными отношениями. Этот подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств. Акцент только на общих, универсальных закономерностях.
2. Цивилизационный подход. Цивилизация 1) Это уровень развития общества, его материальной и духовной культуры, который следует за варварством, дикостью. 2) Это совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной общности на определенном этапе развития. Различные цивилизации отличаются друг от друга системами социальных и духовных ценностей, специфическим образом жизни, способами взаимодействия с окружающим миром. Сторонники этой концепции представляют многообразие путей развития различных цивилизаций, построенных на локально-региональном, уникальном своеобразии.
Сферы (подсистемы) общества. · Экономическая · Социальная · Политическая · Духовная Классификацияобщества 1. Традиционное (доиндустриальное, аграрное). Все общества первобытности,древности и средневековья · Господство сельского натурального хозяйства · Примитивное ремесло и ручные орудия труда · Экстенсивная технология · Приспособление к окружающей среде, зависимость от природы · Господство общинной, государственной форм собственности, распределение материальных благ зависело от положения человека · Социальная мобильность фактически отсутствовала · Поведение человека регулировалось обычаями, верой · В политике господствуют церковь, армия · Общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям · Эволюционный путь развития – изменения медленные, без вмешательства человека · Духовная сфера приоритетна над экономической 2. Индустриальное (техногенное, научно-техническое, экономическое). Начинает формирование в эпоху Нового времени · Экономическая база – промышленность · Основа хозяйства – промышленность · Развитие машинного производства · Формирование массовой культуры · Интенсивные технологии · Зависимость человека от природы резко сокращается · Рост благосостояния населения · Значительный рост социальной мобильности · Широкий процесс урбанизации · Сословный строй идет к упадку, ему на смену приходит классовый (промышленный пролетариат-рабочие и буржуазия - капиталисты) · На смену безусловной вере приходит индивидуализм, рационализм, утилитаризм (действия не во имя глобальных ценностей, а ради определенной пользы) · В политике возрастает роль государства как законодателя и правозащитника, повышается политическая культура общества 3. Постиндустриальное (информационное,антропогенное, т.е. в центре человек, его индивидуальность). Охватывает самые развитые современные страны · Глобализация мировых процессов · Выдвижение на первый план сферы услуг · Индивидуализация производства и потребления · На смену массовому приходит мелкосерийное производство · Ведущей становится роль науки, знаний, информации · Возникновение глобальных проблем · Разрабатываются энергоемкие и ресурсозамещающие технологии · Расширение коммуникативных возможностей (спутниковая связь, Интернет) · Стирание классовых различий, рост среднего класса
|