ИЗУЧЕНИЕ "ПЕРЕДЕРНУТОГО" ЯЗЫКА
Говоря с бывшими членами культа и другими семьями, вы получите возможность изучить "передернутый" язык - совокупность клише, демагогических приемов и жаргона, которыми пользуется группа, чтобы пресечь критические размышления адептов. Каждая группа имеет собственные жаргонные словечки и автоматизированные до банальности клише. Например, Свидетелей Иеговы специально наставляют избегать в речи слова "Бог". Если вы хотите добиться взаимопонимания и доверия и собрать информацию в отношении Свидетеля Иеговы, вам следует применять термин "Иегова". У Двенадцати Племен слово "христианин" - большое зло; чтобы достичь взаимопонимания, используйте термин "верующий". Для меня термин "Мун" автоматически вызвал бы образ Сан Мьюнг Муна, а не астрономического тела, вращающегося вокруг Земли. (Игра слов: Moon по-английски означает Луна. (Прим. перев.)) Сайентология располагает словарем слов в толковании Л. Рона Хаббарда. Когда сайентолог не понимает или не соглашается с отрывком в книге или статье, он, как предполагается, должен найти эти слова в культовом словаре. Члены этого культа могут использовать обычный словарь только для того, чтобы искать элементарные слова типа артиклей и указательных местоимений. Объясняется это тем, что они обучаются заново, чтобы воспринимать определения реальности Хаббарда как свои собственные. Членов некоторых культов обучают настолько тщательно, что то или иное слово может вызвать автоматическую психологическую или физиологическую реакцию. (Бывший член Си Орг, а ныне лицензированный социальный работник Моника Пиньотги писала мне: "Другой аспект контроля сознания - это то, как методист-сайентолог спрашивает определения тех или иных понятий, проверяя учащегося. Студента просят определить слово или ответить на вопрос, и если есть хоть какое-то колебание, человека "проваливают", помещая на самое последнее место. В свете того, что Вы говорите о важности временных промежутков между вопросами и о предоставлении человеку достаточного времени на обдумывание ответа, становится очевидным, что требование мгновенных ответов - это еше один способ, с помощью которого сайентологов учат не думать, а отвечать на запрограммированные сигналы".) Если вы не знакомы с "передернутым" языком или факторами, играющими роль пусковых механизмов (триггеров) культовой личности и культовых автоматизмов, вам следует внимательно вести наблюдения. Используя тот или иной термин, смотрите, как реагирует ваш близкий. Следите за его лицом и невербальным поведением. Например, если вы что-то говорите, а его облик заметно меняется - взгляд становится остекленевшим, а сам человек резко отчуждается и как бы застывает у вас на глазах, спросите себя: "Что я сказал? Что инициировал? Как теперь вернуть его подлинную личность? ". Помните, что культовый жаргон способен вызвать к жизни культовую личность. Вам может потребоваться выучить этот жаргон, но не пользуйтесь им при попытке взаимодействовать с докультовым "я". Помните, что защита культа приспособлена для отражения враждебной критики. Если вы обращаетесь к культисту с сердечным участием, близкий человек откроется и будет говорить с вами. Обращайте также внимание на то, как он общается с другими членами своей культовой группы. Эта информация поможет вам понять культовую идентичность и общаться более эффективно в ходе взаимодействий. Имейте в виду, что семьи также могут иметь собственные кодовые слова. Следует, например, обсудить, что вкладывают разные люди в понятие "уважение", и в случае необходимости изменить формулировки. Каждый член команды стратегического взаимодействия должен составить список "своих" словечек. Все семьи имеют собственную "бронезащиту", часто мешающую им быть гибкими и творческими. Неплохо бы время от времени спрашивать себя: "Где мы увязли? ". Что делать ? Исследуйте культовые верования и методы. ? Составьте список вероятных пусковых механизмов ("передернутый" язык, ситуации, действия и т. д.), которые активизируют культовую личность. ? Проверьте свой список с бывшими членами культа. ? Составьте список "передернутых" слов и фраз "передернутого" языка.
|