Способы исправления ошибок.
В графической работе над чертежом возможны ошибки. Существуют способы исправления их, без переделки всего чертежа. К возможным ошибкам относятся: неравномерные по толщине линии, смазывание линий, неравномерный штрих, неравномерная отмывка тушью и др. Могут быть и более крупные ошибки, например, неудачно выполненная часть здания или антуража, требующие капитальной переработки чертежа. Лишние линии срезаются или соскабливаются лезвием бритвы, счищаются чернильной резинкой, при этом соскабливать и счищать нужно не только саму линию, но и небольшую поверхность около стёртой линии. Исправленное место затирается через бумагу ножом или ногтем, после чего наносится сначала карандашный, а потом и тушевой контур новой линии. Чтобы её толщина и тон в точности повторяли, прежнюю линию, новую следует делать чуть тоньше и светлее, т.к. после чистки фактура поверхности бумаги изменилась. Размывка, смывание краски с чертежа требуют хорошего качества бумаги, которая должна быть достаточно прочной. Промывка чертежа губкой нужна не только для исправления недостатков или ошибок выполнения. Чертеж, промытый губкой, приобретает мягкие очертания, цельность, кроме того, часто при отмывке и покраске выявляются полосы, тёмные или светлые пятна на поверхности бумаги, причина которых – плохая промывка бумаги перед отмывкой, а также грязные руки, плохое качество бумаги и ошибки в выполнении отмывки. Единственным способом исправления таких чертежей является тщательная промывка и последующее ретуширование. Ретушь следует выполнять слабым раствором туши или краски. Ретушь можно делать штрихами, точками, заливкой тонкой кистью или снятием тёмных пятен бритвой или жёсткой резинкой, срезанной под острым углом. Выбор приёма зависит от качества бумаги и размера пятна. Чаще всего в ретуши соединяются всевозможные приёмы вплоть до использования гуашевых красок, вырезывания или наклейки испорченных мест. Умело и аккуратно сделанная ретушь совершенно не выделяется, особенно при рассмотрении чертежа издали. Ослабление или усиление линий на отмытой поверхности (толщина или тональность) связаны с особыми трудностями, т.к. нужно совместно исправить линию и тон. Исправлению обязательно подвергаются вся поверхность, ограниченная архитектурными членениями, в пределах которых найден недостаток. Намеченная зона аккуратно размывается, прослушивается, после чего все ненужные линии в зоне счищаются, и после нанесения вторичного контура происходит отмывка, ретушь. При сохранении указанных требований, если и будет выявляться небольшое различие, оно будет восприниматься как закономерная окраска законченного архитектурного фрагмента чертежа. Если бумага не выдерживает исправлений и появляются дыры, целесообразно заклеить их бумагой того же сорта. После просушки края бумаги разравниваются бритвой и после расчерчивания карандашом и тушью производится отмывка и ретушь. При исправлении чертежей следует иметь в виду, что линия туши одного и того же тона, проведённая рейсфедером, светлее, чем проведённая пером; что китайская тушь имеет различные оттенки и при исправлении надо пользоваться одной и той же тушью; что поверхность, отмытая колонковой кистью, отличается от поверхности, отмытой беличьей кистью, т.к. твёрдость волоса оказывает влияние на красочный слой.
|