ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
В этом разделе мне хотелось бы коснуться некоторых проблем, возникающих как при реставрации, так и при строительстве нового храма. Это проблемы, связанные с вмешательством в процесс реставрации некомпетентных или недобросовестных лиц.
1. Вмешательство настоятеля и прихода. Начнем с того, что большинство настоятелей храмов (особенно, если кому-либо удалось построить у себя на шести сотках дачный домик) твердо уверены, что не имеют диплома о высшем архитектурном образовании лишь по недоразумению.
К сожалению, уродование храмов, а также придание храму «православного» вида - явление весьма и весьма распространенное. Безусловно, во многих случаях приход не может позволить себе роскошь оплатить консультацию архитектора-реставратора, а тем более проект реставрации. Но нередко отсутствие проекта или хотя бы консультаций специалиста связано с невероятной самоуверенностью. На основе общения с десятками приходов я заметил две закономерности.
Во-первых, более осторожно к реставрации храма относятся священники, имеющие, кроме семинарского, высшее светское образование, особенно гуманитарное. В этом, безусловно, сказывается общая культура данной категории духовенства.
Во-вторых, в больших провинциальных епархиях, где контроль со стороны правящего архиерея и благочинного ослаблен, священник нередко присваивает себе исключительное право решения во всех вопросах, в том числе и в архитектурных.
Итак, вооружившись знаниями по истории русского искусства, вынесенными, в лучшем случае, из семинарии, настоятель с приходом решает «в целях экономии средств» самостоятельно выполнить проект реставрации. В качестве образцов для подражания используются фотографии из паломнических поездок, а также пасхальные и рождественские открытки начала XX века с изображением умилительных церковок с не менее умилительными херувимчиками, летающими вокруг главы. Принципы, которыми также часто руководствуется приход, связаны с идеей возвращения к «русской православной архитектуре» — какой ее представляют себе настоятель или прихожане, и с отрицанием любого архитектурного стиля, возникшего в послепетровское время. При этом под «русской православной архитектурой» чаще всего подразумевается смесь домонгольской архитектуры, новгородских, псковских образцов и раннемосковского зодчества - без понимания особенностей каждого направления. (К чему приводит излишняя ревность о «православности стиля» без понимания сути, хорошо видно на примере шатровых храмов: Патриарх Никон в свое время запретил шатровые храмы, считая их не соответствующими духу православия.)
В результате сейчас очень часто в храме XVIII-XIX веков можно встретить вновь установленный тябловый иконостас в стиле XVI века, покрытый резьбой, характерной для поздней эклектики. Главы же обязательно красятся в голубой цвет (как оградки на кладбищах)... Обо всем этом мы еще будем говорить в соответствующих разделах Иногда архитектурные вопросы пытаются решать в «духе времени»: например, цвет оконных переплетов в одном из храмов, как я выяснил, был избран методом голосования на приходском совете. То, что в такой цвет красили переплеты лишь спустя 60-70 лет после постройки храма, конечно, никому не могло прийти в голову.
Пример неудачной самодеятельности. Не говоря уж о «красоте», все построено без инженера
Приведу еще пару достаточно грустных примеров. Однажды я буквально за руку поймал настоятеля, который собирался выломать почти полностью сохранившийся ампирный иконостас, в котором не хватало, разумеется, икон и незначительной части резьбы. А настоятель одного из московских храмов заявил архитектору, что при коммунистах в храме была проведена «бездуховная реставрация», и теперь будет сделана «настоящая» (понимай: духовная). Я-то по простоте душевной думал, что бывает только профессиональная или непрофессиональная (некачественная) реставрация...
2. Вмешательство подрядчика или прораба. К сожалению, это тоже достаточно распространенная беда: подрядчик или прораб, будучи прежде всего строителями, начинают вмешиваться в вопросы, не входящие в их компетенцию, а именно в архитектурные вопросы. Дело в том, что, поработав на трех-пяти храмах, подрядчик часто решает, что он гже освоил архитектурные и, что гораздо опаснее, инженерные тонкости. Поэтому он на свой вкус выкладывает тот или иной карниз, наличник и т.д. Проблема эта не нова. Слова, приписываемые Апеллесу, были сказаны в IV веке до Р.Х.: «Пусть сапожник судит не выше сапога». Настоятелю иной раз приходится проявить немало настойчивости, чтобы каждый на стройке занимался своим делом.
3. Вмешательство спонсора. Эта проблема еще сложнее. Иной раз спонсор хочет Бывают случаи и более сложные: на одном из храмов Московской области спонсор попытался уничтожить на храме подлинные белокаменные карнизы, так как не хватало значительного количества блоков. «Давайте срубим оставшиеся, а их место заштукатурим». Попробуйте уговорить спонсора не делать таких поступков — тут тоже требуется много такта, терпения и умения привести веские аргументы. Тем не менее спонсору все-таки гораздо легче объяснить проблем}', чем безразличному чиновнику, занимающемуся реставрационными вопросами только в силу своего служебного положения.
4. Неправомерные действия местных властей. Мне, к счастью, только один
|