Геродот
[435] С этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях за занавесью, невидимый ими. [436] Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу соображениями престижа и личной безопасности царя. [437] Смотрите выше. Третья книга, сто восемнадцатый пункт и девяносто второе примечание. [438] «Благодетели» царя (оросанги, по - персидски «буварзака») – люди, имеющие заслуги перед государством и царём. Им жаловали земельные угодья. [439] Рассказ Геродота основан на «истории Зопира», в основе которой лежат персидские народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских источников известно, что Вавилон был взят дважды. Первый раз (восстание Нидинту – Бела, сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (восемнадцатого декабря пятьсот двадцать второго года до нашей эры). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят Индаферном (Виндафарна) двадцать седьмого ноября пятьсот двадцать первого года до нашей эры. Рассказ о мятеже Вавилона насыщен фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского эмигранта Зопира, правнука Мегабиза. [440] Здесь – вавилоняне. [441] Через ворота Нина (северные) путь шёл в ассирийскую столицу Ниневию (Нин). Ворота халдеев – южные. Киссийские ворота – северо – восточные, на пути в Киш (современный Эль – Охеймир); ворота Бела – западные, к мосту через реку Евфрат. [442] Например, одеяния царя или сбруя его коней. [443] Ливийский царёк Инар поднял восстание с помощью афинян в Египте. Мегабиз разбил Инара в битве при Мемфисе (четыреста пятьдесят шестой год до нашей эры), Инар был взят в плен и казнён. [444] В пятьсот четырнадцатом году до нашей эры. [445] Смотрите первую книгу, сто шестой пункт. [446] Движение киммерийцев было обусловлено давлением скифов, которых в свою очередь теснили массагеты (четвёртая книга, одиннадцатый пункт). Дарий не собирался мстить скифам за вторжение в Мидию, но хотел помешать их нападению на Мидию через Дербентский проход. Для этого царь и предпринял поход против кочевий скифов в Южной России. [447] Геродот передаёт здесь древнее скифское сказание. «Слепые рабы» – вероятно, название покорённых
|