Дизайн операторского интерфейса
Обычно разработку АРМ выполняют технологи и инженеры по автоматизации. Первые ориентируются на технологические схемы, вторые пользуются решениями, принятыми на фирме или в инструментальных системах проектирования. Для создания качественного операторского интерфейса целесообразно пользоваться следующими практическими рекомендациями профессиональных дизайнеров. Плотность заполнения экрана: - оставлять пустой примерно половину экрана; - оставлять в таблице пустую строку после пятой строки и 4-5 пробелов между столбцами.. Привлечение внимания: - размещать элементы, реализующие основную идею шага работы, в части экрана, которая визуально отличается, или в верхнем левом углу экрана, так как глаз сканирует с этой части экрана; - следует визуально объединять логически взаимосвязанные элементы; например, рамкой, цветом; - текстовые сообщения группировать справа, изображения - слева, это объясняется особенностями восприятия соответствующей информации левым и правым полушариями мозга. Шрифт: использовать ограниченное количество шрифтов и стилей. Цвет - учитывать влияние цвета на работоспособность оператора: - голубой и зеленый успокаивают, желтый вселяет оптимизм, коричневый угнетает, красный и фиолетовый вызывают тревогу, черный способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок; - учитывать, что объекты одного цвета воспринимаются как взаимосвязанные; - отдавать предпочтение пастельным тонам; - ограничивать количество применяемых цветов. Анализ показывает, что со временем дизайн операторского интерфейса меняется. Основные причины изменений: развитие устройств отображения информации, последние достижения в области психологии и дизайна, появление новых технических средств и увеличение функциональных возможностей АСУТП. В системах 70-х годов изображение выполнялось на черном фоне яркими белыми или цветными линиями. При работе операторы уменьшали резкость изображения, многие жаловались на сильное утомление и головные боли к концу рабочего дня. В настоящее время доминируют пастельные тона. Заполнение экрана в первых АСУТП было неплотным, количество видеограмм слишком большим, что затрудняло поиск информации. Снижение числа видеограмм за счет повышения плотности заполнения экрана приводит к слишком мелкому изображению объектов (цифровых полей, командных кнопок). Это увеличивает нагрузку на глаза операторов и затрудняет позиционирование маркеров при вводе данных.
|