Концепции глобализации
Редактор О.Н. Бондина Корректура Л.А. Томашевской Компьютерная вёрстка Евтушенко О.С. Технический редактор М.И. Шепелов Сдано в набор 11.01.2010. Подписано в печать 26.02.2010 Формат 60х84/16. Печать офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 11,2 п.л.. Тираж 100 экз. Заказ № РИО РФ РТА, 344002, Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 20.
Концепции глобализации
Сдвиг в социокультурных процессах проявился и в концептуализации общественных изменений. Впервые термины «глобализм», «глобальный» включаются в дикурс с середины 60-х годов, когда В. Мур ввёл в оборот понятие «глобальная социология», а М. Маклюэн – термин «глобальная деревня». Осмысленно зафиксировано понятие глобализации было, по-видимому, американским учёным Т. Левиттом (1983), который рассмотрел глобализацию как феномен слияния рынков отдельных видов продукции и услуг, производимых крупными ТНК. Собственно, дискурс глобализации в социологии возникает в середине 1980-х годов, когда это понятие стало разрабатываться и популизироваться англо-американским исследователем Р. Робертсоном. С конца 1980-х годов большинство поисков в области теории социальных изменений сосредоточено на новом генеральном направлении – разработке теории глобализации. Теория глобализации Р. Робертсона. Глобализацию этот учёный определяет как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединённых логикой превращения мира в «единое место» (a single place). Единство места у него означает, что условия и характер социальных взаимодействий в любой точке мира одни и те же, а события в весьма удалённых точках мира могут быть условиями или даже элементами одного процесса социального взаимодействия. Мир «сжимается», становится единым, не имеющим существенных барьеров и дробления на специфические зоны социального пространства. Робертсон выявляет в глобализации две направленности: глобализация институционализации жизненного мира и локализация глобальности. Модель глобализации, представленная в теории Робертсона, может быть сведена к формуле «структурная гомогенность» + «социальная гетерогенность». Эта модель задаёт единство разнородным эмпирически фиксируемым тенденциям, а также создаёт возможность дать собственно социологическую интерпретацию всем тем тенденциям, которые под названием «глобализация» фиксируются и анализируются представителями экономистов, историков, политологов, культурологов. Экономическая глобализация – это процесс не только интенсификации интернациональной связи товарно-финансовых потоков и роста ТНК, но также институционализация (т.е. превращение в устойчивую рутинную практику) мировой системы разделения труда в форме интернациональности (по составу и эффекту) локальных хозяйственных процессов (организаций). Политическая глобализация – это процесс не только роста влияния на социальные процессы международных организаций, но и институционализация мировой системы международных отношений в форме интернациональности локальных политических акций (движений). Культурная глобализация – это процесс не только мировой экспансии стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов, продуцированных западными СМИ и ТНК, но и институционализация мировой культуры в форме мультикультуральности локальных общин, стилей жизни. Таким образом, у Робертсона понятие глобализации охватывает всё пространство социального, глобального и локального, где эти понятия соотнесены и неразделимы. В этой связи глобализация, по Робертсону, есть модель глобальной социальности. Концепция А. Аппадураи, индийского социолога, представившего другой тип модели глобализации в работах «Разъединение и различие в глобальной культур-экономике» (1990) и «Современность в полный рост. Культурные измерения глобализации» (1996). Аппадураи рассматривает глобализацию как детерриторизацию – утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. В ходе глобализации формируется «глобальный культурный поток», который распадается на пять культурно-символических пространств-потоков: 1. этнопространство, образуемое потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастербайтеров; 2. технопространство, образуемое потоком технологий; 3. финансовое пространство, образуемое потоком капиталов; 4. медео-пространство, образуемое потоком образов; 5. идеопространство, образуемое потоком идеологий.
Эти «текучие», нестабильные пространства являются «строительными блоками» «воображаемых миров», в которых взаимодействуют люди, и взаимодействие это носит характер символических обменов. Таким образом, теоретическая модель Аппадураи есть дихотомия территориальная/детерриториализованная. Концепция М. Уотерса опирается на концепцию Аппадураи и изложена в работе «Глобализация» (1995). Фундамент теории глобализации, согласно Уотерсу, это концепция отношения между социальной организацией и территориальностью. В каждый исторический момент данное отношение детерминировано одним из типов обмена: материальным (экономическим), политическим или символическим. Материальные обмены имеют тенденцию к локализации социальных изменений: производство товаров предполагает концентрацию в одном месте рабочей силы, капитала, сырья; взаимодействия в режиме «лицом к лицу» при управлении процессом труда и при оказании услуг. Политические обмены имеют тенденцию к интернационализации – территориальной экспансии социальных отношений: осуществление власти предполагает контроль над подчинённым населением, занимающим данную территорию, и гарантии суверенитета этого контроля, получаемые посредством взаимодействия с инстанциями власти за пределами территории. Символические обмены имеют тенденцию к освобождению социальных отношений от пространственной референции: процесс создания и трансляции интеллектуальных и эстетических символов может относительно легко перемещаться и осуществляться между территориально удалёнными индивидами/группами. Следовательно, глобализация – это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Экономика и политика глобализируются в той мере, в какой они «пронизаны» символическими обменами. Анализ глобализации в сфере культуры Уотерс проводит, опираясь на концепцию Аппадураи и концепцию симулякров Бодийяра. В теории Уотерса «изменениями» в культуре являются: 1. сакропространство, образуемое потоком симулякров религиозности; 2. этнопространство, образуемое потоком симулякров этнической идентичности; 3. эконом-пространство, образуемое потоком симулякров стоимости и капитала; 4. медио-пространство, образуемое потоком симулякров информации; 5. досуг-пространство, образуемое потоком симулякров развлечений и впечатлений, например, туристических.
Таким образом, культура – это наиболее глобализированная сфера, поскольку социальные отношения в ней максимально символизированы и, следовательно, могут осуществляться без привязки к конкретной территории. В целом следует заметить, что концепции Аппадураи и Уотерса являются ни чем иным, как модификациями концепции Робертсона. Перспективы их использования для анализа общественных изменений зависит от того, насколько линейными будут тенденции, вызванные сдвигом в середине XX века. Дело в том, что для развитых стран уже в ближайшем будущем актуальной станет ситуация, когда глобализация присутствует, но не является процессом социальных изменений, а, наоборот, представляет собой рутинный процесс, функцию воспроизводства социальной организации. В наше время концепции модернизации и глобализации не в состоянии описать и объяснить новые тенденции, которые Уотерс называет «постглобализмом» или «гиперглобализмом» (экспансия социальных отношений в новые формы пространства, например, виртуального).
|