Студопедия — Устройство ЛПУ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Устройство ЛПУ 8 страница






g/j, только вы наполните задуманное этими качествами, оно естествен­ным образом сделается источником мотивации.

Чем вы располагаете в настоящий момент

На протяжении этой главы мы подчеркивали тот факт, что ваши эмоции служат проявлением определенных перцептивных компо­нентов, и что если вы изменяете эти компоненты, то изменяются и эмоции. Набор отличий, представленный в этой главе, вооружа­ет вас способом описания любой эмоции с точки зрения значимых компонентов, участвующих в ее создании. Когда вы понимаете структуру эмоции, вы можете понять и механизм ее влияния на ваши переживания и поведение. Когда вам известны значимые компоненты, участвующие в создании вашей эмоции, у вас есть возможность изменить эту эмоцию на ту, которая будет более удовлетворяющей или адекватной в сложившейся ситуации. Зна­ние структуры своих эмоций может лечь в основу построения та­кого личного мира, который дарует вам свободу и власть направ­лять свои эмоциональные переживания на защиту вашего благо­получия, полноценного существования и самовыражения в качестве самостоятельной личности. Мы с Лесли построили для себя такой мир. Мы использовали наше знание структуры эмоций для созда­ния свободы и могущества, которыми теперь наслаждаемся, и на­учились поддерживать наш свободный и просторный мир путем утилизации компонентов эмоций — при каждой возможности, каж­дый день.

Мы оба изменяем наши эмоции, варьируя временные рамки, и часто делаем это по-разному. Лесли преобразует фрустрацию в терпение путем переноса недостижимого результата в ближайшее или в более отдаленное будущее. Освободившись от давления мо­мента и успокоенная временем, оставленным на прогресс, она мо­жет довериться своему убеждению: «Это сбудется; я сделаю так, что это произойдет». Что касается Майкла, то его будущее являет­ся царством неограниченных возможностей, кладезем соблазни­тельных «может быть», удерживающих его в постоянном стремле­нии. Когда бы он ни пожелал быть довольным, он возвращается от будущего к настоящему, обращая внимание на те отношения, в ко­торых то, чем он располагает сейчас, является наилучшим.

Лесли частенько не может заснуть, обдумывая все дела, кото­рые она должна сделать. Чтобы расслабиться и заснуть, она заме­няет возбуждающую модальность необходимости — то, что она дол­жна сделать, — успокаивающими модальностями желания и воз­можности. Иначе говоря, она мечтает обо всем замечательном, что ртА упиртгя глрлять и что она может сделать. Майкл учитывает на-

глядный опыт последствий активного и пассивного участия, оста­ваясь не полным надежд, но решительным в отношении учебы на­шего сына Марка и соблюдения им определенных правил личной гигиены.

Многих людей приводят в ярость неудобства, некомпетент­ность и несправедливость, которые порождает жизнь. Задержка авиарейса, еда, поданная не вовремя и уже не доставляющая удо­вольствия, или одежда, испорченная в химчистке, могут стать при­чинами незамедлительного и стойкого гнева. Лесли научилась рас­сеивать такой гнев, преобразуя его в легкую «досаду» путем сни­жения интенсивности. Она делает это, задавая себе вопросы вроде: «Да вспомню ли я об этом лет через пять?» При необходимости она переносит себя на пять или десять лет в будущее и, оглядыва­ясь на прошлое из этой дали, удивляется, почему такая мелочь когда-то могла представляться важной.

Лесли использует темп как тонизирующее средство, когда чув­ствует опустошенность. Опаздывает ли она со статьей или с пода­чей обеда на стол, Лесли, как только осознает это чувство опусто­шения, замедляет темп своих мыслей и физических ощущений. Это замедление темпа позволяет ей перейти от возбужденного бес­покойства по поводу цейтнота или обеда к восстановлению спо­собности замечать и испытывать чувство заботы к окружающим людям, одновременно продолжая заниматься делом.

Майкл, когда бы он ни бывал доволен собой, постоянно испы­тывал чувство вины, если думал о каких-то других вещах, которы­ми, по его мнению, ему следовало заняться. Поскольку он пользо­вался критерием «что мне следует сделать», до него редко доходи­ло, что в свободное время он может радоваться и не казнить себя. Это изменилось, когда он понял, что может менять критерии. Те­перь, оказываясь в тех же ситуациях, он обращает внимание на тот факт, что он занят чем-то, чем ему действительно хочется зани­маться, и испытывает при этом приятное ощущение собственного озорства.

Если Лесли обижена чьими-то словами или поступком, она изменяет критерий, который использует для оценки ситуации, за­меняя «что я чувствую» на «что с ним (с нею) происходит». Такая смена фильтра окрашивает ее эмоциональную реакцию любопыт­ством, эмпатией и пониманием. -

Во всех дальнейших главах излагаются специальные техники, в которых используются компоненты эмоций, — техники, призван­ные реализовать перспективу полноценного эмоционального вы­бора. Но прежде чем перейти к этим техникам, давайте коснемся вопооса, имплицитно поставленного в этой главе. Предположим,

что структура эмоций понятна не только Лесли, Майклу и вам. Как изменится мир, если все осознают, что эмоциональное пере­живание имеет структуру, которую можно познать и практически применить?

Мы больше не будем беспомощными наблюдателями, ожида­ющими, пока наши друзья и близкие отыграют свои деструктив­ные или неприятные эмоции. Взамен у нас будет выбор сделать что-то, направленное на изменение чувств других, и таким обра­зом способное изменить их действия и наше собственное самочув­ствие. Конечно, мы влияем на чужие чувства. Так происходит все­гда. Но мы, как правило, оказываем это влияние беспорядочно, уподобляясь болтающемуся на ремне фонарю, который, когда мы движемся, раскачивается и выхватывает из темноты то одно, то другое. В мире эмоционального выбора, где общность эмоциональ­ных реакций понятна всем, этот фонарь держит сильная рука; его теплый свет целенаправленно освещает самые темные, самые хо­лодные эмоциональные закоулки. Короче говоря, мы будем жить в мире, где потребность в эмоциональном удовлетворении станет совместным делом, а не предметом потуг одиночки.

 

 

Глава 6

Эмоциональная настройка

В главе 3 мы представили четыре ключевые способности, да­руемые эмоциональным выбором: расстановку, выражение, использование и предупреждение. Теперь, когда вы познако­мились с понятиями эмоционального выбора и структуры эмоций, настало время научиться специальным техникам, позволяющим вдохнуть жизнь в эти ключевые способности.

Первая способность — расстановка — представляет собой про -цесс сочетания конкретной ситуации с наиболее уместными в ней эмоциями. Для этого требуется, чтобы вы настраивались на эф­фект использования разных эмоций в разных ситуациях; умели отбирать оптимальные эмоции для использования в конкретной ситуации и умели оценивать эти эмоции в данной ситуации. Эта глава повествует о методах эмоциональной настройки. Техники отбора и оценки эмоций представлены в двух следующих главах. Техники, описанные в этой и двух следующих главах, в комплексе образуют способность к расстановке.

Расстановка -> Настроиться Выбрать Оценить

Выражение

Использование

Предупреждение

Переход к выбору и оценке эмоций до того, как вы на них настроитесь, подобен извлечению из ящика инструментов для вы­полнения какой-то работы без знания возможностей и ограниче­ний, присущих этим орудиям. Например, трубный ключ — толко­вое изобретение, но у вас возникнут трудности, если вы восполь­зуетесь им, чтобы соединить две деревяшки. У отверток есть свое предназначение, но они не годятся для работ, которые требуют

молотка или пилы. Различное назначение имеют даже внешне по­хожие инструменты. Поперечная пила дает не те результаты, что продольная. И лучше не браться ни за ту, ни за другую, чтобы разрезать трубу, — особенно, если под рукой есть ножовка. Каждая эмоция представляет собой специальный инструмент, которым следует пользоваться при выполнении только тех работ, для кото­рых он лучше всего подходит. В случае эмоций любая «работа» или «задача» является отдельным, отличным от других контек­стом, и применение неподходящего эмоционального инструмента может быть контрпродуктивным, а то и опасным.

Под контекстом мы понимаем любую ситуацию, в которой вы переживаете и выражаете эмоции. Если вы испытываете фру­страцию при подготовке к выпускному экзамену, то контекстом для вашей фрустрации является подготовка к выпускному экзамену. Если вы ощущаете уверенность в связи с возможной переменой места работы, то контекстом для вашего чувства уверенности выступает размышление о перемене места работы. Контекстом попросту на­зываются обстоятельства, которые образуют среду для ваших эмо­циональных реакций.

Контекст может играть важнейшую роль в установлении наи­более адекватных видов эмоциональных реакций. На деле, если вы думаете отреагировать одновременно эффективным и удовле­творительным образом, многие ситуации потребуют от вас опреде­ленных видов эмоций. Например, такие эмоции, как фрустрация и озадаченность, уместны, если.вы посещаете курс, в котором не слиш­ком сильны, так как эти эмоции заставят вас упорно учиться. Ощу­щение упадка и несостоятельности накануне экзамена — эмоция, безусловно, менее благоприятная.

Суть в том, что в некоторых ситуациях одни эмоции бывают лучше других (в том смысле, что они оказываются уместнее). Пра­вильный эмоциональный выбор становится очевидным, когда вы в состоянии распознать эмоциональные потребности, диктуемые конкретной ситуацией, а не просто отреагировать на нее и только потом собирать разрозненные фрагменты. Лучшим известным нам способом настроиться на эмоциональные требования, предъявлен­ные разнообразными контекстами, является изучение ряда кон­трастирующих примеров типа тех, которые представлены ниже. А лучший способ извлечь максимальную пользу из этих примеров — идентификация собственных ситуаций, аналогичных описанным.

К примеру, вы, может быть, и не учитесь на трудном курсе (как в предыдущем примере), но сможете назвать какую-нибудь текущую ситуацию, в которой должны идеально выполнить некую задачу, а подготовлены вы к ней, по вашим ощущениям, плохо, — например, вам нужно устроить презентацию для сослуживцев, по-

думать над проектом вашего нового дома или завязать интимные отношения. Персонализируя каждый пример, вы не только приоб­ретете важную информацию о пути изменения ситуации, имею­щей для вас личную значимость, но и научитесь распознавать си­туационные характеристики, порождающие необходимость в оп­ределенного рода эмоциях.

Ситуационные характеристики

Терпению присущ медленный и устойчивый темп в сочетании с под­держкой конечного результата. Терпение позволяет вам продвигаться вперед, одновременно давая время на оценку и переоценку ваших действий, критериев и собственно цели по мере приближения к ней. Понятно, что терпение — благоприятная эмоция, когда на достиже­ние желаемого результата уйдет какое-то время. Например, выши­вание представляет собой задачу, которую можно выполнить, делая лишь по одному стежку за раз, а потому лучше всего бывает запас­тись терпением. Аналогичным образом, воспитание детей, возде­лывание огорода, преподавание и укрепление или постройка чего-либо — контексты, в которых вам не всегда удается придерживать­ся предпочтительного для вас графика. Вместо этого они потребуют терпения, если вы, стремясь к результату, потрудитесь обеспечить приятные переживания как себе, так и окружающим.

Терпеть неуместно, когда вы рискуете столкнуться с относи­тельно скорыми негативными последствиями промедления с резуль­татом. Если ваш дом в огне, пора действовать — позвать на помощь, выбежать на улицу, спасать домашних животных, раздобыть бранд­спойт, — но не сидеть, сложа руки, и терпеть. Аналогичным обра­зом, в чувстве терпения, как правило, нет ничего полезного, когда кто-то одерживает над вами верх в некоем важном отношении, — ругает ли вас жена или снова и снова обходят с повышением по службе. Иначе говоря, контексты, в которых опасно или будет опас­но пускать дела на самотек, неблагоприятны для чувства терпения.

Спокойствие — восхитительная эмоция, когда приходит вре­мя ложиться спать или когда вы расслабляетесь, медитируете, от­дыхаете или восторгаетесь пейзажем (помните, что мы говорим не о спокойных действиях, а о чувстве спокойствия). Чувство спо­койствия обогатит почти любую ситуацию, в которой вы ни к чему не обязаны. Конечно, ощущение спокойствия становится неумест­ным в контексте, требующем от вас незамедлительной реакции, или в ситуации научения, требующей напряженного внимания.

При сходстве в некоторых отношениях, которое существует между чувствами спокойствия и терпения, они отличаются друг от друга. Терпение требует наличия результата,'который вы пре-

следуете, действуя в относительно протяженных временных рам­ках. С другой стороны, спокойствие не требует результата.

Решимость важна, когда вы стараетесь оставаться в хорошей физической форме, успешно вести дела или стремитесь защитить диплом. Чувство решимости может быть исключительно ценным при необходимости упорно стремиться к достижению некоего ре­зультата. Узкий фокус внимания, отличающий решимость и во многом отвечающий за ее эффективность в достижении результа­та, бывает неблагоприятным или пагубным в том случае, когда что-то угрожает вашему личному благополучию. Вместе с чувством решимости в действие приводится и ряд ослепляющих факторов, — они держат вас сосредоточенным на цели и сравнительно невни­мательным ко всему, что кажется не имеющим к ней отношения. Бывает, что человек, решительно настроенный добиться успеха в бизнесе, работает дни и ночи, часто предпринимает деловые по­ездки и даже дома думает исключительно о делах, не замечая, что его семейная жизнь под угрозой или его здоровье приходит в упа­док. Кроме того, чувство решимости не стоит избирать при уст­ремлении к недостойной усилий цели. Старания влюбить в себя человека, которому вы, как вам известно, даже не симпатичны, яв­ляется образчиком результата, на достижение которого, по всей вероятности, не стоит тратить время, энергию и душевные силы, а потому в любом случае не заслуживающего чувства решимости.

Воодушевление — чувство, которое вы испытываете, воспри­нимая прогресс на пути к достижению цели. Очевидно, что эта эмоция важна, когда вы устремлены к какой-то труднодостижи­мой или отдаленной цели. Работа с глубокими инвалидами или борьба за мир — образчики контекстов, которые позволяют ощу­щать устойчивый прогресс лишь малыми порциями за раз. Сниже­ние веса — еще один пример труднодостижимого и отдаленного результата. Бдительность и режим, необходимые при соблюдении диеты, лучше всего поддерживать чувством постоянного вооду­шевления такими малыми сдвигами, как снижение веса на один фунт в неделю или отказ от десерта за ужином.

Благодаря своему акценту на отдельных сдвигах, чувство вооду­шевления нередко бывает лучшим выбором, чем чувство удовлетво­рения по достижении цели в каком-то одном аспекте. Удовлетворение часто приостанавливает усилия, тогда как чувство воодушевления побуждает сделать еще один крохотный шажок. Чувство воодушев­ления не идет на пользу, когда показатели успеха неблагоприятны и сопряжены с устремлением к цели, которая того не стоит. Например, нет никакой пользы в воодушевленном стремлении заручиться ува­жением человека, который неоднократно показывал, что он не ува­жает никого, независимо от других его возможных качеств или дос-

тижений. В равной степени вредно реагировать чувством воодушев­ления на сначала приятные ощущения, вызванные приемом алкого­ля или кокаина, из-за которых вам хочется добавить еще.

Смирение уместно, когда приходится отказаться от желаемо­го, чтобы достичь более приоритетного результата. Возможно, к примеру, что вам придется смириться перед необходимостью и напи­сать статью, чтобы порадовать учителя, или обязать себя остаться с детьми на выходные, чтобы ваша супруга отдохнула от семейных дел, или уступить и пропустить любимую передачу, чтобы помочь ребенку сделать уроки.

Испытывая чувство смирения, вы не отказываетесь от желае­мого (как бывает при разочаровании), а просто откладываете его до поры до времени ради более важного результата. Такое чувство наи­более уместно, когда речь идет о делах преходящих и непродолжи­тельных, — как, например, написание нудной статьи или присмотр за детьми на выходных. Не следует сдаваться в ситуациях, которые отличаются или могут отличаться постоянством. Так, смирение пе­ред ежедневными насмешками жены (мужа) или, скажем, перед тем, что у вас отнялись ноги, способно привести лишь к накоплению в себе невыраженного гнева и неудовлетворенности. В таких ситуа­циях смирение окажется лишь временным мостиком, ведущим либо к решимости что-либо предпринять, как в примере с язвительной супругой, либо к принятию, как в случае с параличом.

Принятие — это чувство, которое, может быть, вам хотелось бы ощутить в отношении своего роста, не достигающего метра ше­стидесяти, вечного желания родителей узнать, когда же вы, нако­нец, женитесь, любви дочери к панк-року, равнодушия сына к спорту или привычки друга чавкать во время еды. Все это вещи, которые вы либо не можете изменить, либо они не стоят ваших трудов. Наиболее благоприятным в таких ситуациях часто становится чув­ство принятия вещей такими, как они есть, благодаря чему вы вольны посвятить энергию и время достижению результатов, на которые в силах повлиять. Чувство принятия ведет к отказу от цели, из-за чего оно становится неблагоприятной эмоцией в случае, когда ис-пытывается по отношению к цели достойной и достижимой. На­верное, неуместно испытывать чувство принятия касательно низ­кооплачиваемой и не приносящей удовлетворения работы. В от­личие от разочарования, принятие рассчитано на длительный срок, позволяя вам спокойно жить, примирившись с обстоятельствами.

Фрустрация бывает полезна, когда вы стараетесь снизить вес, выбиваете из внутренней налоговой службы чек на сумму скидки или требуете от нее исправить ошибку в компьютере, добиваетесь урожая, несмотря на бедную почву, или решаете досаждающую вам проблему. Испытывая фрустрацию, вы подтверждаете важность

некоего исхода, который держите в уме и которого стараетесь дос­тичь вопреки неудачам и трудностям. Кроме того, фрустрация яв­ляется активным чувством, ориентирующим вас на какое-то дей­ствие. Фрустрацию, следовательно, уместно испытывать при не­обходимости вернуться к преследованию цели или продолжать добиваться какого-то результата.

Но если вы целиком погружены в достижение результата, лучше перейти к какой-нибудь другой эмоции, так как неприятное каче­ство чувства фрустрации может в итоге помешать вам должным образом отреагировать на ее источник. Лучше всего бывает, когда фрустрация оказывается временным мостиком, ведущим к эмоци­ям любопытства, терпения или решимости, которые более действен­ны в поведенческом отношении. Фрустрация не практична в си­туациях, когда вам лучше не оказывать влияния на тот или иной результат. Например, почти всегда бывает бесполезно и глупо ис­пытывать фрустрацию в связи с тем, что образ жизни вашего ре­бенка не соответствует вашим желаниям.

Разочарование — чувство, возникающее, когда отношения, на которые вы возлагали большие надежды, внезапно приходят в упа­док, или когда вам отказывают в работе, которую вам очень хоте­лось получить, или когда в день своего рождения вы не получаете подарка, на который рассчитывали. Чувство разочарования дает вам знать о том, что вы не получили желаемого. Это полезная эмоция, когда пора отказаться от достижения результата или от ожидания, что его обеспечат другие. Чувство разочарования является призна­нием того, что нечто вас миновало (произошло слишком поздно, не произойдет вообще), а потому помогает вам дистанцироваться от результата, тем самым освобождая вас для других дел. Даже при­том, что отношения закончились, некоторые люди продолжают ис­пытывать фрустрацию или ревность, вступая на неприятный и ни­куда не ведущий путь. Однако разочарование приносит с собой чув­ство лишь пассивного участия в происходящем, которое удерживает вас от дальнейших попыток повлиять на последнее. Конечно, быва­ют случаи, когда важно не оставлять таких попыток. Чувство разо­чарования неблагоприятно, когда вы хотите продолжить работу на результат, — скажем, когда вы еще не достигли желаемого веса, ког­да выясняется, что уроки танцев так и не сделали из вас Фреда Астера или когда вы признаете наличие неких проблем в вашем браке. Это ситуации, в которых вы, скорее всего, предпочтете хоть ненадолго продлить свои усилия вместо того, чтобы испытывать разочарование и отказываться от достижения цели.

Осторожность — благоприятная эмоция, когда вы сталкивае­тесь с потенциально опасной ситуацией, или в случаях, когда важно свести некий риск к минимуму. Подводное плавание бывает сколь захватывающим, столь и опасным, из-за чего чувство осторожности

следует присоединить к другим чувствам — волнению, благоговей-; ному трепету и удовольствию. Испытывать чувство осторожности бывает полезно и там, где вы подозреваете, что у вас имеются осно­вания ревновать спутника жизни, так как резкие действия — обви­нения, мольбы или отчуждение — способны без нужды осложнить ваши отношения и поставить под угрозу ваше собственное благопо­лучие. Чувство осторожности бесполезно, когда вы находитесь в знакомой ситуации, не представляющей никакой опасности, так как оно занимает много места в сознании, обременяя его размышления­ми о способах избежать возможной опасности или отреагировать на нее. Чувство осторожности способно омрачить вам удовольствие от таких вещей, как дружеская беседа, танцы или прогулка.

Подозрение — чувство, которое вы испытываете, когда заведо­мо ненавидящий вас человек внезапно становится необъяснимо дружелюбным. В такой ситуации вы видите значительное несоот­ветствие между былым и нынешним поведением этого человека. Аналогичные подозрения вызовет подрядчик, обещающий выпол­нить для вас работу вдвое быстрее, чем кто-либо другой, но в то же время пользующийся репутацией человека, никогда не уклады­вающегося в сроки. Или вы можете испытать подозрение в адрес коллеги, который изливает перед вами дружеские к вам чувства, но в то же время не раз доносил начальству о частных и потенци­ально сомнительных разговорах, которые вы вели. Чувство подо­зрения полезно, когда вы общаетесь с людьми, способными, как вы уже знаете, вам навредить, и все же ведущими себя с вами так, будто ничего не произошло. Разница между чувствами подозре­ния и скепсиса заключена в интенсивности. Восприятие большого вреда является именно тем, что преобразует скепсис в подозрение, подразумевающее оборонительную позицию.

Однако при отсутствии явного несоответствия между прошлым и нынешним поведением человека подозрение оказывается весьма неблагоприятной эмоцией. Воздействие этого чувства проявляет­ся в том, что оно мотивирует вас держаться подальше от такого человека и выискивать разного рода доказательства его бесчестно­сти. Чувство подозрительности при отсутствии какой бы то ни было опасности ущерба и доказательств несоответствия приведет вас лишь к паттернам поведения, которые обязательно вызовут у других замешательство, возмущение и гнев.

Научение эмоциональной настройке

Умение думать о своих эмоциях с позиции их практичности в опре­деленных ситуациях жизненно важно для приобретения эмоци­онального выбора. Как гласит старое изречение, вся суть здесь —

в отыскании «верного орудия для верного дела». Вы только что ознакомились с рядом примеров разнообразных эмоций и ситуаций, в которых они обычно бывают благоприятными или неблагопри­ятными. Теперь у вас будет возможность соотнести представление о настройке с вашими личными переживаниями и неповторимы­ми ситуациями, а также еще ближе познакомиться с процессом подбора оптимального эмоционального инструмента для той или иной конкретной ситуации и разобраться в нем. Для вашего удоб­ства мы включили приводящийся ниже формат для эмоциональ­ной настройки (как и другие форматы, представленные в следую­щих главах) в раздел «Форматы в обойме» с отдельным перечис­лением всех этапов; этот раздел помещен в конце книги.

Чтобы персонализировать свою эмоциональную настройку, вы начинаете с идентификации той ситуации или контекста, которые часто вызывают у вас эмоциональные реакции, например подго­товка к экзаменам, поездка в час пик, приготовление обеда, игра с детьми, подготовка доклада, физзарядка или чтение технических руководств. Затем вам надо научиться выявлять разнообразные последствия разных эмоций, примеряя последние к заданной си­туации, а после обдумывая, какой могла бы быть ваша реакция. Мы предлагаем вам сделать это, рассматривая эмоции и ситуацию следующим образом.

Во-первых, идентифицируйте знакомую ситуацию. Четко и в деталях представьте себя в этой ситуации. Что вы видите? Что вы слышите? Когда вы твердо определитесь со сценой, выберите эмо­цию. Чтобы выявить реакцию, представьте, что вы испытываете эту эмоцию в знакомой ситуации. Тщательно изучив реакцию, вы­берите другую эмоцию и представьте, что испытываете ее в том же контексте. Как ваша реакция на ситуацию изменилась в ответ на новую эмоцию?

Сохраняя ситуацию неизменной, вы можете перебрать сколь­ко угодно эмоций и наблюдать за изменением своей реакции.

Определившись с ситуацией, вы можете воспользоваться сле­дующим вопросом:

Если я испытаю_________в этой ситуации, каковы будут по­следствия?

Например:

Если вы учитесь и ощутите «любопытство», то'это сохранит ваш интерес к учебе.

Если вы учитесь и ощутите «несостоятельность», то это при­ведет к снижению участия в учебном процессе, усилению беспокой­ства, сомнениям и смущению.

Если вы учитесь и ощутите «упрямство», то приметесь спо­рить о материале или требованиях учебного цикла.

Если вы учитесь и ощутите «апатию», то пропустите нечто ценное, так как уже не будете погружены в учебный процесс.

В каждом случае вы сохраняете контекст неизменным, меняя только испытываемую эмоцию. После этого представьте, как это чувство повлияет на ваши переживания и поведение. Для каждого контекста постарайтесь подобрать эмоции, которые порождают полезные паттерны поведения, равно как и эмоции, приводящие к бесполезным или пагубным паттернам. Чтобы подстегнуть ваше мышление, приводим еще несколько примеров.

Ситуация: встреча с новыми людьми.

Если вы испытываете «дружелюбие», то установите контакт и вступите в общение.

Если вы испытаете «благоговение», то будете общаться неес­тественно и не будете самим собой.

Если вы испытаете «опасение», то будете сдержаны и не ре­шитесь на самовыражение.

Если вы испытаете «подозрение», то продемонстрируете обо­ронительные или даже наступательные паттерны поведения: на­пример, высокомерие и ехидные замечания.

Ситуация: сдача зачета.

Если вы испытаете «амбициозность», то проявите себя и, мо­жет быть, сделаете больше, чем требуется.

Если вы испытаете «компетентность», то будете отвечать на вопросы в расслабленной манере, не спеша и лучше оперируя свои­ми знаниями.

Если вы испытаете «ужас», то не сумеете воспользоваться сво­ими знаниями и ответите ужасно.

Если вы испытаете «беспокойство», то сделаете ошибки по не­брежности.

Если вы испытаете «апатию», то не проявите себя.

Ситуация: собеседование при приеме на работу.

Если вы испытаете «воодушевление», то будете расслаблены, ощутите уверенность, будете действовать и говорить в соответ­ствии со своими способностями.

Если вы испытаете «бдительность», то настроитесь на цели, преследуемые интервьюером, и выполните больше внутренних оце­нок того, что намереваетесь сказать или сделать.

Если вы испытаете «тревогу», то будете потеть и не сможете предстать перед интервьюером в наилучшем свете.

Ситуация: успеть на самолет.

Если вы испытаете «переполнение чувствами», то вам понра­вится поездка в аэропорт, и вы будете ждать встречи с людьми на борту.

Если вы испытаете «тревогу», то приедете вовремя, но будете раздражены и пропустите все интересное вокруг вас.

Если вы испытаете «ужас», то у вас возникнет соблазн опоз­дать на самолет, и вы постараетесь запастись деньгами на выпив­ку, кинофильмы и кипу журналов, в которые можно погрузиться на время полета.

Конечно, ваши собственные реакции и поведение при пережи­вании предложенных в этих примерах эмоций могут отличаться от описанных вариантов. То, как вы отреагируете определенным чувством на определенную ситуацию, определяется вашими и только вашими биографией, личностью и ресурсами.

Если вы еще не сделали этого, ступайте и выберите знакомый контекст; представьте, как будут изменяться ваши реакции по мере изменения эмоций, испытываемых в этом контексте. Не забудьте подыскать образчик эмоции, способной привести вас к полезной реакции, а также той, которая приведет к бесполезной или пагуб­ной реакции. Повторите этот опыт как минимум для пяти различ­ных значимых для вас контекстов. Хорошими контекстами для апробации являются критика и похвала.

Из наших и ваших собственных примеров должно быть ясно, что ваши эмоции в конкретной ситуации имеют огромное значе­ние для ваших переживаний и поведения в ней, и, сверх того, что некоторые эмоции бывают более благоприятными для данной си­туации, чем другие. Эмоциями, которых вы хотите и в которых нуждаетесь, являются те, которые повышают до максимума как качество вашего переживания, так и вашу дееспособность в плане обеспечения результатов. Далее мы перейдем к описанию спосо­бов идентификации именно тех эмоций, которые обеспечивают этот «максимум».

Глава 7 Отбор эмоций

Планируя поездку за рубеж, можно разжиться книгами, ко­торые подскажут вам, что из вещей надо взять с собой, но нигде не написано, какими эмоциями следует запастись. С какими чувствами приступать к знакомству с новой страной? С терпением? Принятием? Подозрением? Очарованностью? Вы­зовом? Авантюризмом? Осторожностью? Мы знаем одного путе­шественника, Стива, чьим исходным выбором была работа над со­бой ради приведения себя в состояние волнения по поводу пре­бывания в чужой стране. Однако вскоре Стив открыл, что волнение настолько ускоряло его темп, что он не мог знакомиться и общать­ся с людьми чужой культуры, чего ему очень хотелось. Поэто­му Стив перешел к сравнительно более медленному темпу любо­пытства и скоро начал получать приглашения в семьи местных жителей.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия