Обычаи и правила поведения в юрте
Обычно в юрту входили и выходили из нее всегда с правой ноги, стараясь не наступить на порог. При этом произносили приветствие юрте, хозяевам. Во время первого установления новой юрты на столб (баған) юрты мазали масло и произносили благопожелания (теләк): Тирмә ҡотло булһын, Бәрәкәт артһын, Ҡото йоҡһон! Киң ризыҡ килһен!
Пусть юрта будет благополучной! Увеличатся пусть блага! Много хлеба и радостей Пусть пребудет здесь! * * * Жених или все, кто заходил в юрту, в присутствии старших снимали головной убор. Старший первым подавал руку, младший брал ее двумя руками и приветствовал. Жених, не выплативший калым, не имел права проходить на почетное место юрты. Невеста, впервые оказываясь в юрте жениха, бросала в огонь кусочек масла или мяса, угощая дух очага “усаҡ”.
В юрте ни в коем случае нельзя было кричать, повышать голос на кого-либо. Считалось, что это оскорбляет дух земли и самого Тәңри. Сон в юрте был здоровым и целебным. Куполообразная ее форма, а также войлочное окружение способствовали этому. Трапеза устраивалась на полу, в центре юрты. Усаживались на застеленные паласы, подкладывая под себя маленькие подушки (күт мендәр, думка – айлинцы). Трапеза и отдых устраивались и на широкой деревянной лавке (һике). Обычно это допускалось, если в юрте жила одна семья, а һике служила и столом, и местом отдыха. За трапезу усаживались по степени старшинства: почетное место занимал аксакал, дедушка (глава рода, отец-глава семьи и т.д.), возле него садился старший сын, далее – остальные сыновья, затем внуки и т.д. Проходили за стол по ходу солнца и с застолья уходили в таком же порядке, т.е. ни в коем случае нельзя было выходить из-за стола с другой стороны. В таком случае считалось, что невидимо прочерченный “завершенный круг” прочил хозяину или самому гостю недолгую жизнь. Женщины обычно усаживались в «женской» половине юрты “ҡор” или в другой юрте. Трапезу начинали с благословения пищи и благодарения Всевышнего. Произносил благодарение самый старейший из присутствующих:
После благословения пищи трапезу начинал самый старший. Только после того, как он съест ложку супа или кусочек мяса или хлеба, можно было приступать к еде остальным. Если случалось, что сын или кто младше приступали к еде раньше, чем старший по возрасту, то у того отбирали ложку или били ею по голове. Он мог есть уже только после всех. Во время торжественной церемонии трапезу вел хозяин юрты – (тирмә хужаһы), тирмә башы – (глава юрты), ҡор башы – (глава круга). Угощение или напиток вначале преподносили почетному гостю юрты. В ответ тот должен был произнести благопожелание:
Да пусть благопожелания звучат чаще в наших юртах, домах и освещают нам мир!
|