Студопедия — Монгольское общество: религия, идеология, хозяйство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Монгольское общество: религия, идеология, хозяйство






Систему верований, которой придерживались монголы в начале своих завоеваний, принято относить к шаманизму. Вряд ли существенно могло повлиять на религиозные представление монголов то обстоятельство, что в Великое Монгольское государство были включены племена племен кереитов, меркитов, онгутов и найманов, исповедовавшие христианство несторианского толка. Направление в христианстве, названное по имени Нестория, архиепископа Константинополя (428–431), было осуждено как ересь на третьем вселенском соборе в Эфессе в 431 г. Несторианство основывалось на учении Антиохийской богословской школы и главная его особенность заключалась в признании полной симметрии божественного и человеческого начала в Христе: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. Нестория же обвинили именно в отрицании божественной сущности Христа. Изгнанные из Византии последователи Нестория ушли в Персию, где примкнули к Ассирийской церкви Востока. В итоге несторианство закрепилось в Персидской державе и сама эта церковь обособилась от остального христианского мира. Между тем миссионеры Ассирийской церкви Востока проявили завидное рвение, широко развернув пропаганду своего учения среди тюркских и монгольских племен, в Китае и даже в Японии. Но если первоначально несторианство охватило огромную территорию, превратившись в самую распространенную форму христианства, то постепенно его адептами осталась лишь небольшая группа населения, главным образом в Восточной Сирии и Индии. Однако существует мнение, что христиане-несторианцы могли оказать на монголов существенное воздействие, поскольку у многих представителей монгольской элиты жены были из племен кереитов и найманов и к тому же из этих племен происходили некоторые высокопоставленные чиновники.

Как бы то ни было долгое время монголы в большинстве придерживались своих традиционных верований. До принятия одной из мировых религий – ислама или буддизма – монголы придерживались системы верований, известных как шаманизм. При этом сама догматика, как и космогония, у монголов не были основательно проработаны; не был выработан подробный канон, который мог бы стать нравственным руководством или ограничить мировоззрение, исключающее инакомыслие и делающее акцент на загробной жизни. Для шаманизма был характерен больший прагматизм: большее значение придавалось тем сторонам духовности, которые были применимы к повседневным реалиям. Так, загробный мир оказывался схожим с земным миром. Не существовало в монгольских шаманистских верованиях и идеи о спасении души: душа была нужна в реальной жизни, а после смерти человек становился еще одним духом и не подвергался риску вечного проклятия. Часто обращается внимание на религиозную терпимость монголов. Действительно, монголы никогда не рассматривали другие религии в качестве идеологических противников своей веры и были открыты для других религий при условии, что их носители не претендовали на политическую власть. Завоевателей отличал вполне последовательный политический и духовный прагматизм: они готовы были пойти на уступки и даже наделись некоторыми привилегиями те силы порабощенного общества, которые способствовали закреплению их господства.

Наиболее важной чертой собственно монгольской религии была вера в абстрактный трансцендентный принцип «Вечного Синего Неба» (варианты: «Вечное Небо», «Высшее Небо», «Небо наверху»). К этому верховному божеству монголы обращались напрямую, без посредничества духовенства, харизматические же лидеры могли напрямую общаться с высшими божественными силами. Так концепция «Вечного Неба» оказывалась тесно связанной с концепцией священной власти. Еще задолго до выхода на мировую авансцену монголов у тюркских народов существовало представление о верховном небесном боге Тэнгри, который легитимизировал светскую власть (сохранилась надпись Кюль-тегина VIII в.: «Поскольку Небо согласилось и поскольку на меня самого снизошла благодать, я стал Великим Ханом»). В свою очередь, концепция царской власти, санкционированной Небом, могла быть заимствована кочевниками у оседлых народов, в частности под влиянием китайских представлений о Сыне Неба и о Мандате Неба.

 


[1] Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. С.4. – 546 с.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия